Вера Давыдова. Безымянная звезда
Певица Вера Давыдова почти четверть века блистала в Большом театре. На главную сцену страны артистка попала по личному распоряжению Сталина в начале 30-х годов прошлого века. Время безжалостно к биографии блистательной вокалистки — если о ней и вспоминают, то только в контексте особых отношений с вождём всех народов.
Она прожила долгую жизнь, более полувека отдав оперной сцене. Но услышать истинную красоту её бездонного меццо-сопрано, увы, невозможно. В архивах сохранилось ничтожно мало записей певицы, да и то преимущественно шипящих и «простуженных», ломающих непреложную истину — Давыдова была лучшей советской Кармен своего времени. В этой роли молодая солистка Кировского (ныне Мариинского) театра в 1932 году впервые появилась на сцене Большого и произвела фурор. Артистка не только филигранно выводила вокальные рулады в Хабанере, но оказалась и актёрски убедительна в роли шальной цыганки. Давыдова к тому же была внешне невероятно хороша — от её чёрных волос, точёного профиля и стройной фигуры невозможно оторвать глаз. Под обаяние вокалистки попал и Сталин, присутствующий на спектакле. Его реакция на увиденное была мгновенной — правитель распорядился тотчас же перевести Давыдову в штат главного оперного театра страны.
Вера вместе с мужем — басом Дмитрием Мчедлидзе — переезжает в Москву и получает россыпь ярких ролей. Она дебютирует в партии Амнерис в «Аиде» Верди, кстати, крепко впетой еще в Ленинграде. Давыдова столь же убедительна и в русском репертуаре. Она бесподобна как Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова, каждый раз выходя на сцену эмоционально обнажённой, открывая огромному залу душу нараспашку — так способны петь только настоящие русские вокалистки.
Откуда они берутся? Наша героиня родилась в Нижнем Новгороде в дворянской семье. После развода родителей девочка вместе с матерью переезжает на Дальний Восток. Марш-бросок через всю страну оборачивается для Веры большим везением — её отчим замечает у девочки музыкальные способности и настаивает на специальном обучении.
С шести лет малышка берёт уроки фортепиано и вокала. Когда Дальний Восток охватывает Гражданская война, семья Веры переезжает в Благовещенск. Там она устраивается солисткой в хор кафедрального собора. Её талант подмечает знаменитый оперный певец Андрей Лабинский во время гастролей в городе. Выпускник Петербургской консерватории настоятельно советует родителям отправить Веру на учёбу в город на Неве. В 1924 году в Ленинградской консерватории красотой её голоса впечатлён Александр Глазунов. Он не раз впоследствии окажет поддержку Давыдовой. В двадцать с небольшим лет, будучи ещё студенткой, она дебютирует в Кировском театре в опере «Гугеноты» Мейербера (партия пажа Урбана) — небольшая роль досталась ей не по блату, а за профессиональную состоятельность. Штатной солисткой она будет состоять до судьбоносного перевода в Большой театр.
Во время войны Давыдова вместе с супругом уезжает в Тбилисский оперный театр. Местная публика в восторге от всепроникающего голоса артистки и, похоже, никому нет дела того, что в столице Грузии оперная примадонна оказывается с благословения опять же Сталина, разрешившего чете Давыдовой — Мчедлидзе не эвакуироваться вместе с коллегами по цеху в Куйбышев (ныне Самару). Публика наслаждается каждым выступлением заезжей звезды, не догадываясь, что Давыдова через несколько лет приедет к ним вновь и уже навсегда.
Если счастливая творческая жизнь после Большого театра? Давыдова ответила утвердительно. Сразу после смерти Сталина она не уходит с придворной сцены, сколько бы ни шептались по углам на этот счёт. Театральный роман с Москвой заканчивается лишь в 1956 году. Давыдову с распростёртыми объятиями встречает Тбилисский оперный, где она будет царить несколько десятилетий.
В 1983-ем умирает Дмитрий Мчедлидзе. В тот же год в Лондоне выходит книга писателя-эмигранта Леонарда Гендлина «За кремлёвской стеной», где собраны воспоминания Веры Александровны Давыдовой. Певица подробно рассказывает о личных отношениях со Сталиным, признаваясь в том, что долгие годы была любовницей вождя. Российский читатель смог познакомиться с текстом в 1994 году — скандальный роман издали в Санкт-Петербурге вскоре после смерти самой певицы. Её родственники не подтверждают достоверности представленной информации. Внучка Давыдовой, ссылаясь на рассказ своей знаменитой бабушки, говорила, что Веру Александровну и всесильного правителя страны не связывали близкие отношения. В противном случае Давыдова бы непременно стала народной артисткой СССР. Впрочем, никто не посмеет поспорить с тем, что три Сталинских премии Давыдова получила исключительно за «выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства» в целом, и, в частности, за гениальное исполнение партии Любавы в опере «Садко» Римского-Корсакова и Марфы в «Хованщине» Мусоргского.