Контратенор Андреас Шолль — голос от ума
Немецкий контратенор Андреас Шолль стал живой легендой аутентичного исполнительства не только благодаря природной музыкальности и грамотной выучке, но и упорному желанию петь «экзотическим», не таким как у большинства мужчин голосом. Начало карьеры певца в 90-е годы прошлого века совпало с ажиотажным интересом публики к пылившейся много лет в архивах музыке Генделя, как будто специально написанной для ангельского голоса юноши в профессорских очках.
Близорукость закрыла для Андреаса путь в военную Академию. Он хотел стать офицером ради стабильного жалования, а занятия в хоре лет до 17-ти воспринимал как хобби. В его семье в церкви пели все: брат и сестра, мать и отец. Именно старший Шолль ревностно относился к явным вокальным успехам сына. Когда у 14-летнего паренька начал ломаться голос, Андреас не ушёл по сложившейся традиции на год из хора и продолжал петь. Позже преподаватели знаменитой Schola Cantorum в Базеле — «фабрике» по выпуску контртеноров -посчитали, что стойкое нежелание Шолля взять паузу помогло ему сохранить подвижность связок и «не скатиться» до банального тенора или лирического баритона.
С середины 90-х годов одной из его коронных партий становится Юлий Цезарь в одноимённой опере Генделя. Умопомрачительные по вариативности и техническому совершенству каденции артиста сводят с ума публику в Берлине, Зальцбурге… На родине Моцарта Шолль поёт в компании с другими идолами барочной музыки — Бартоли и Жарусски. В «Роделинде», еще одном реанимированном шедевре Генделя, Шолль творит вокальные чудеса сначала в Глайндборне, потом в Метрополитен.
Наша публика до 2015 года знает Шолля только по записям на дисках Harmonia Mundi и Decca, заслуженно попавшими в разряд бестселлеров исторически ориентированного исполнительства. Приезд в Москву знаменитого контратенора с программой из сочинений Баха был долгожданным, но…запоздалым. Потускневший голос Шолля потерялся в циклопической акустике Большого зала консерватории. Но исполнение на бис знаменитой арии из «Страстей по Матфею» Баха «Erbarme dich, mein Gott» («Сжалься надо мной, мой Бог») всё же примирило певца с его российскими поклонниками. Через несколько лет Шолль назначил столичным меломанам новую встречу в том же месте, исполнив сочинения Генделя и Вивальди, поразив безупречным чувством стиля.
Как-то певец сказал, что в следующей жизни он хотел бы стать тамплиером и отправиться на поиски Святого Грааля. Примечательно, что музыка Вагнера, «знатока» этой темы, категорически не ложится на голоса контратеноров, даже таких совершенных технически как Андреас Шолль.