«Звук — это и есть талант. Всему остальному можно научить. Звуку — нет».
Окончив Московскую консерваторию по специальности «контрабас», он всю жизнь ощущал себя пианистом. Алексей Гориболь родился 26 июня 1961 года. Пройдя внушительный отрезок творческого пути, выпустив более трёх десятков альбомов, исполнитель, композитор, концертмейстер и телеведущий до сих пор испытывает неловкость, когда к нему обращаются «маэстро». Артист не представляет свою жизнь без канала Грибоедова, балета и фигурного катания, а своим «главным» композитором считает Чайковского.
«Музыкантский» путь Алексей Гориболь начал в Московской хоровой капелле мальчиков, где до двенадцати лет занимался с педагогом по фортепиано Натальей Петровной Шаумян. Позже у семьи возникают финансовые затруднения, и юный музыкант пробует поступить в Гнесинскую школу, обучение в которой бесплатно. Но все места на фортепианном отделении заняты, приходится идти в класс контрабаса. Тяга к роялю только крепнет: на итоговом экзамене будущий артист играет программу, обычно исполняемую выпускниками фортепианного отделения. Тем не менее, в Московскую консерваторию молодой человек вынужден поступать как контрабасист.
Многое в жизни происходит не случайно. Благодаря контрабасу студент консерватории Алексей Гориболь попадает в ансамбль к Святославу Рихтеру, который в то время ставит оперу Бриттена «Альберт Херринг». Работа с мастером становится серьёзной школой для начинающего исполнителя. После премьеры на новогоднем капустнике Гориболь в присутствии Рихтера будет аккомпанировать на рояле Людмиле Берлинской и Владимиру Напарину. Спустя годы музыкант продолжает задаваться вопросом, выпала ли бы ему такая возможность, если не контрабас…
Через несколько лет после окончания вуза контрабасист Гориболь завоёвывает Первую премию на конкурсе камерной музыки в итальянском городе Трапани. В качестве пианиста. По совету друга, дирижёра Владимира Зивы, артист поступает на третий курс заочного отделения Нижегородской (в то время Горьковской) консерватории и, наконец, обретает «красный» диплом пианиста.
Избежав гамм, сложных этюдов и арпеджио, он сохранил трепет и любовь к инструменту. Отсутствие зубрёжки помогло найти «свой» звук. Однако артист нередко прибегает к опыту «контрабасового прошлого». Знания о вибрации, штрихах, распределении смычка и прочих тонкостях помогают в работе с исполнителями на струнных инструментах, а критики отмечают, что игре пианиста присущи оркестровые краски.
«Когда я играю с камерным оркестром, в котором есть незнакомый контрабасист, выжидаю момент, чтобы подойти и сказать: „Гениально играешь, но вот тут пиццикато надо сделать более сочным…“ Показываю приём, и все просто падают! Авторитет сразу устанавливается».
Технику игры на фортепиано Алексей Гориболь набирал уже будучи сформировавшимся музыкантом. Осознавая свои сильные и слабые стороны, пианист ищет «особый» репертуар. И находит его в камерной и камерно-вокальной современной музыке, а также в музыке для кино и театра.
Любимый композитор Алексея Гориболя — Пётр Ильич Чайковский. Своё исполнение фортепианных партий в романсах и дуэтах классика музыкант называет не аккомпанементом, а «фортепианным дирижированием».
Музыкальная судьба Алексея Гориболя также неразрывно связана с творчеством Леонида Десятникова. Пианист первым начал часто исполнять произведения композитора, увлёк ими своих коллег.
Любовь пианиста к киномузыке проявляется в сотрудничестве с Верой Таривердиевой, которая доверила ему исполнение, аранжировку и интерпретацию сочинений Микаэла Таривердиева, ставших впоследствии самостоятельными фортепианными прелюдиями. Среди них «Двое в кафе» — композиция из знаменитого эпизода «Семнадцати мгновений весны», «Утренняя Москва», «До свидания, мальчики!» и другие.
«Я убеждён, что исполнитель должен быть соавтором композитора — пропустить через себя „и выдать, шутя, за своё“».
В артистическом мире Алексея Гориболя знают и как грамотного администратора. Музыкант — создатель и художественный руководитель Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга», инициатор монографических форумов, посвящённых Чайковскому, Бриттену, Сибелиусу, Шостаковичу. Фестивальные концепции артист выстраивает так, чтобы композитор предстал перед публикой максимально многосторонне с точки зрения жанров и творческой индивидуальности.
За свою карьеру Алексей Гориболь создал немало творческих программ: «Избранник юности», «Счастье мое…», «Еврейский мир», «Эскизы к закату», «Молот и серп», «Дар» и другие.
«Я всю жизнь все концерты делаю сам. У меня никогда не было ни агентства, ни концертного менеджера».
В девяностые годы пианист стоял у истоков «Антрепризы Московского союза музыкантов». В Овальном зале особняка на Большой Никитской улице в Москве организация провела пять сезонов.
Некоторое время Гориболь даже вёл рубрику «Звук» в передаче «Ночь» телеканала «Петербург-Пятый канал».
И всё же, игра на фортепиано имеет для Алексея Гориболя первостепенное значение. В последние годы артист много времени проводит в Доме творчества композиторов в Репине — месте для него символическом и знаковом. Здесь он познакомился с Беллой Ахмадулиной, Сергеем Баневичем и Борисом Мессерером, несколько раз бывал у Товстоноговых, но так и не решился побывать у Граниных.
Каждая дача в Репине хранит свою историю. В «секретарском» коттедже № 20 часто бывали знаменитости: отдыхали Родион Щедрин и Майя Плисецкая, а однажды Анна Ахматова заглянула в гости к жившему здесь Шостаковичу. Домик хранит надпись, сделанную рукой композитора: «Когда я бываю в Репино, то много работаю». Дмитрию Дмитриевичу вторит и пианист Алексей Гориболь.
Текст: Мария Белоусова