Он четверть века был бессменным солистом ансамбля песни и пляски Советской армии и прославил его на весь мир своей знаменитой «Калинкой», ставшей «визитной карточкой» коллектива.
Благодаря его удивительному, чистому и прозрачному лирическому тенору многие песни ансамбля Александрова обрели свое оригинальное, неповторимо-выразительное звучание и полюбились слушателям многих стран, в том числе и капиталистических, что во времена «холодной войны» имело огромное значение для распространения положительного облика советской культуры и искусства во всем мире. Столь же важную роль играли тогда на международной арене советский балет и хоккей, привлекавшие к себе внимание зарубежной публики высочайшим мастерством и техническим совершенством. И если, например, хоккеистов сборной СССР на Западе называли непобедимой «Красной машиной», то Беляева там окрестили ласковым прозвищем «мистер» или «месье Калинка» — настолько пронзительным и завораживающим было исполнение им вместе с Александровским хором этой скромной русской народной песни. Не удивительно, что с их подачи она и сегодня является одной из самых популярных и любимых на планете.
Беляев — истинный русский самородок. Удивительный и неподражаемый тенор проявился у него в юности, которая прошла в городе Клинцы Брянской области, расположенном на стыке России, Украины и Белоруссии. Он с ранних лет заслушивается пластинками великих советских певцов, прежде всего Лемешева, и мечтает о вокальной карьере. Но во время Великой Отечественной войны его призывают в армию, и он служит в зенитном дивизионе вплоть до Победы, получив за свои ратные подвиги несколько орденов и медалей.
На фронте он часто выступает перед однополчанами с исполнением народных песен, за что его затем приглашают артистом в армейские песенные ансамбли — сначала Прикарпатского, потом Киевского округа, а в 1955 году он становится солистом самого главного среди них — Краснознаменного имени Александрова. Здесь раскрывается полностью его выдающийся вокальный талант. Беляев становится ведущим певцом этого коллектива и гастролирует с ним по многим странам Европы, Америки, Азии, исполняя народные песни, произведения советских и зарубежных композиторов, часто на языке тех государств, где они выступают. Вскоре его голос становится широко известным, принеся ему небывалую славу и титул лучшего исполнителя знаменитой «Калинки». Без нее не обходится ни один концерт коллектива, как и без неизменной песни основателя ансамбля — Александрова — «Непобедимая и легендарная», которой они открывают свои выступления. Кроме того, в репертуаре певца были и другие, проникновенные лирические песни о войне, родине, солдатской службе — «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Моя любимая», «В землянке». За творческие успехи Беляев удостаивается высоких почестей и государственных наград, становится народным артистом СССР и лауреатом Госпремии.
Однако постепенно он ощущает недостаток специального музыкального образования, которого у него, по сути, не было, и поступает в Гнесинское училище, которое оканчивает в 1968 году. Вероятно, он был едва ли не единственным студентом-выпускником этого учебного заведения, уже имеющим высшее творческое звание страны.
Получив диплом, Беляев вскоре начинает понимать некую ограниченность и неизменность своего музыкального репертуара, за рамки которого солисту военного ансамбля выйти практически невозможно. Его тянет к классике, опере, романсу, о них он мечтал с детства, и в 1980 году он принимает кардинальное решение покинуть «александровцев», которым отдал четверть века творческой деятельности. Певец поступает в Росконцерт и гастролирует по всей стране с небольшим музыкальным коллективом, исполняя музыку Чайковского, Булахова, Гурилева и других композиторов прошлого, сохраняя при этом свой неповторимый, удивительный тембр и ярко выраженную лирическую насыщенность звучания вплоть до самых последних дней.
Беляев умер на 68-м году жизни от сердечного приступа и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, где покоятся многие его собратья по вокальному искусству — Левко, Мазурок, Миансарова, Сличенко, а также коллега по Александровскому ансамблю, бас Алексей Сергеев, с которым они были постоянными партнерами на сцене в течение многих лет. После смерти Евгения Михайловича жители Клинцов установили бюст их знаменитого земляка на главной площади города, его имя носят также местная музыкальная школа и конкурс молодых вокалистов, который проводится на его родине раз в два года.
Текст: Анатолий Лысенков