Он сделал музыку своей родной Румынии известной далеко за ее пределами, а сам стал одной из ведущих фигур европейского музыкального искусства ХХ века.
В деле становления и развития национального искусства своего народа он сыграл такую же роль, как Лист для Венгрии, Шопен для Польши, Григ для Норвегии. Причем он сделал это уже после них, в начале ХХ столетия, когда во многих странах Европы уже сложились профессиональные композиторские школы, и опирался при этом, в первую очередь, на скрипичную музыку, чрезвычайно распространенную в Румынии, так как сам был выдающимся исполнителем на этом инструменте. Однако в отличие от большинства знаменитых скрипачей — композиторов, таких как Вьетан, Венявский, Изаи, Сарасате — Энеску писал не только для одного струнного инструмента, а пошел значительно дальше, уделив огромное внимание и другим инструментальным тембрам — альту, фортепиано, виолончели, флейте, трубе, а также освоил практически все основные жанры академического искусства — оперу, симфонию, квартет. При этом он тяготел не к эффектным танцевально-лирическим миниатюрам, а писал, главным образом, крупные инструментальные и оркестровые сочинения большого размаха, наполненные глубоким содержанием и сложным внутренним развитием. Возможно, поэтому многие его произведения еще недостаточно известны и не часто звучат на концертной сцене.
На основе румынского музыкального фольклора Энеску создал шедевры разных форм и жанров, ставшие общемировым достоянием. При этом он почти никогда не цитировал подлинные народные мелодии, как делали практически все другие композиторы-первопроходцы на ранних этапах становления своих национальных школ. Таких примеров у него чрезвычайно мало, да и то они встречаются, в основном, лишь в начале его творческого пути, как в знаменитой Первой «Румынской рапсодии». Гораздо важнее для него глубокое внутреннее постижение и творческая переработка народных музыкальных источников с их последующим преобразованием в собственные композиторские замыслы. Даже в программных произведениях, имеющих соответствующие заголовки, таких, как Третья скрипичная соната, названная «В румынском народном духе», или «Сельская сюита» для оркестра нет прямых цитат, но общий национальный характер в них ощущается постоянно. И это свойственно большинству творений композитора.
Любовь к народной музыки Энеску приобрел с ранних лет в родном селе Ливени на севере Румынии, недалеко от границы с Молдавией (сейчас оно носит его имя), и сразу же начал подражать игре странствующих музыкантов — лэутаров, виртуозно владевших скрипкой и другими музыкальными инструментами. К 7 годам он сам уже настолько продвинутый скрипач, что его принимают в Венскую консерваторию сразу на старшие курсы. В столь же юном возрасте поступить туда до него сумел только легендарный Фриц Крейслер.
Следующий этап — учеба в Парижской консерватории, которую Энеску заканчивает тоже всего за 5 лет, и столица Франции становится с тех пор его второй родиной. Здесь же появляются его первые сочинения, приносящие ему широкую известность — «Румынская поэма» и две «Румынские рапсодии» для оркестра, Вторая скрипичная соната и другие. Джордже не только пишет музыку, но и много выступает с концертами. Среди его партнеров по сцене такие выдающиеся солисты, как Корто, Казальс, Тибо, позднее Ойстрах и Оборин. Кроме того, музыкант читает лекции, преподаёт. В числе его учеников — Иегуди Менухин, Артюр Грюмьо, Ида Гендель.
В середине 20-х годов Энеску начинает дирижерскую карьеру, и она становится важной частью его работы. Он много гастролирует по Европе и Америке, приезжает и в Россию: впервые — перед революцией, в последний раз — после Второй мировой войны. Живет он попеременно то в Париже, то в Бухаресте, где оказывает помощь и поддержку различным музыкальным проектам и юным дарованиям Румынии. Здесь же он находит и свое личное счастье — в 56 лет женится на аристократке Марии Розетти Кантакузино, за которой ухаживал почти четверть века, и живет в ее роскошном бухарестском дворце, памятнике европейской архитектуры, где сейчас расположен музей композитора. Столь же долго — более 20 лет — он работал и над своей единственной оперой «Эдип», которую закончил всего за год до свадьбы. Но премьера на родине Энеску состоялась уже после его смерти. Он умер в столице Франции возрасте 73 лет и похоронен на знаменитом парижском кладбище Пер Лашез вместе с Шопеном, Бизе, Керубини и другими выдающимися музыкантами.
Текст: Анатолий Лысенков