Захарий Палиашвили. Как несостоявшийся пианист стал музыкальной гордостью Грузии
Захарию Палиашвили Грузия обязана появлением национальной оперы. С тех пор прошло более ста лет, но пиетет вокруг его имени в стране не сникает. Удивительно, но музыкант стал композитором от безысходности — у одного из сыновей бедных родителей практически не было шансов поступить на элитарное фортепианное отделение Московской консерватории.
По сюжету, в конце оперы «Абесалом и Этери» главные герои умирают, но трагический финал подаётся как торжество чистой любви. Главная мысль спектакля звучит предельно доходчиво: стремление к счастью сильнее социального неравенства — союз королевского наследника и сироты возможен в лучших мирах. Средневековые сказания, «сдобренные» стихами Шота Руставели и Ильи Чавчавадзе, были положены на народные грузинские мелодии и мастерски оркестрованы по канонам западноевропейской и русской классики Захарием Палиашвили.
Постановка увидела свет в Тифлисе в 1919 году. Премьера вышла за цеховые рамки. Событие исторического масштаба произошло почти через 10 лет после того, как композитор обозначил первые ноты в партитуре. Замыслы же о написании национальной оперы появились и того раньше.
Работа над эпохальным проектом продвигалась медленно вовсе не потому, что музыкальная мысль ускользала от Палиашвили. За плечами у Захария отличная школа — он постигал премудрости композиции у Сергея Танеева в Московской консерватории. Здесь пытливый студент понял, какая образовательная пропасть лежит между столичным вузом и музыкальными учреждениями Грузии. Возвратившись на родину, Палиашвили закрывает собой несколько культурных брешей: он преподаёт в музыкальном училище Тифлиса, в городской гимназии, где организует хор и струнный оркестр. В 1905 году инициирует создание Грузинского филармонического общества, а затем становится директором музыкальной школы при этой организации (1908-17 годах). Наконец в 1919 году он приходит на работу в Тбилисскую консерватории. Здесь с перерывами усердно трудится почти до самой смерти.
Просветительская и преподавательская деятельность отбирали много сил. Оказавшись дома, в рабочем кабинете Захарий усталым взглядом всматривался в портрет любимого Вагнера. И всякий раз Палиашвили возвращался к неукротимой мысли о том, что нужно попробовать написать грузинскую историю о Тристане и Изольде. Дерзкая идея находит воплощение, а Захарий Петрович Палиашвили становится в Грузии первым композитором-классиком.
Путь в профессию у маэстро был непростым. Он родился в Кутаиси в бедной многодетной семье певчего церковного хора. Мальчик брал уроки пения и игры на органе по месту работы отца — в католическом костёле. Параллельно Захарий упражнялся и на фортепиано. И лишь в возрасте 24-х лет он все-таки доехал до Тифлиса и поступил в единственное на тот момент в Грузии музыкальное училище. Палиашвили оказался в классе валторны и параллельно осваивал композицию. Когда же встал вопрос о продолжении учёбы в Москве, он с горечью был вынужден признать, что ему как представителю социальных низов закрыта дорога на такие престижные отделения как скрипка и фортепиано. Так несостоявшийся пианист Палиашвили и стал композитором, автором трёх опер, произведений для симфонического оркестра, романсов, кантаты. В мелодии современного гимна страны угадывается фрагмент из шедевра «Абесалом и Этери». А Тбилисский оперный театр, носящий с 1937 года имя легендарного композитора, после масштабной реконструкции возобновил работу в 2016 году, разумеется, постановкой музыкального бестселлера Захария Палиашвили.
Текст: Ирина Столярова