Композитор Ростислав Бойко. Мастер ручной работы
К Ростиславу Бойко, подростком встретившего Великую Отечественную войну, навсегда приросло обострённое чувство гармонии, причём, как в жизни, так и творчестве. Его сочинения мелодичны, просты по музыкальному языку и легко запоминаются. Но в послужном списке Ростислава Григорьевича есть произведение, которое вызывает у многих дирижёров трепет, граничащий со страхом. 1 августа исполняется 90 лет со дня рождения автора хоровой миниатюры «Вологодские кружева».
Тончайшей красоты «музыкальные узоры» хоровой миниатюры «Вологодские кружева». Бойко сплёл в конце 60-х годов вместе с поэтессой Ларисой Васильевой. К тому времени оба участника творческого тандема уже знамениты и более 10 лет блистают в своих профессиях: он — автор симфоний и масштабных хоровых полотен, она, дочь одного из создателей танка Т-34, регулярно печатается в популярных журналах того времени. Их первый совместный опыт вылился в изящную 2-х минутную пьесу. В ней любовные переглядки юной девушки с незнакомым парнем ловко подхвачены мелодией, неровно пульсирующей в такт взволнованному биению сердца мечтательной кружевницы.
В быстро меняющемся ритмическом рисунке партитуры, гуляющей в так называемых несимметричных размерах, и «зарыта собака» для дирижёра. Ему приходится удерживать в своих руках рассыпающуюся музыкальную канву: то восемь долей в такте, а то и целых одиннадцать, поди не промахнись. Человеку за пультом нужно не допустить сползания певцов в неуправляемый коллективный хаос. Почти зловеще для исполнителей звучат милые на слух слова припева: «Как не спутать нитки сложные… вологодские кружева…»
Более полувека студенты всех музыкальных вузов страны шлифуют технику дирижирования на примере произведения Бойко, знающего в хоровом деле абсолютно всё.
По-другому быть и не могло, ведь наш герой в возрасте 8 лет оказался в школе при Ленинградской хоровой капелле (ныне капелла имени Глинки). Там учились исключительно талантливые дети. Война не разлучила их: страшные и голодные годы они провели в эвакуации, а в 1944 году попали в первый набор легендарного Московского хорового училища. Ребят просматривал лично великий мастер Александр Свешников. Его прививка на профессию была пожизненной.
Закончившего Московскую консерваторию по классу композиции Бойко хоровая музыка действительно не отпускает. Обязательная в качестве диплома симфония «1917 год» у него получается именно в этом жанре. В течение последующих 7 лет он выдает большое количество партитур: фортепианных пьес, детских циклов, напишет музыку для фильма «Первый троллейбус». Но все эти сочинения стали в определённом смысле репетицией к самому яркому творческому опыту композитора. Речь идёт об оратории «Василий Тёркин» на стихи одноимённой поэмы Твардовского. Сочинение увидело свет в 1964 году. Бойко сотворил невероятное: он заставил бравого солдата, мастера на шутки и прибаутки петь «классическим» баритоном. Сцепка между ухабистой стилистикой народных частушек и академическим сопровождением хора и оркестра была выполнена ювелирно.
Но продукт высшей пробы, способный украсить золотую коллекцию советской хоровой классики, получил очень тусклую репертуарную жизнь. Впрочем, и другие нарядные и колоритные сочинения Бойко также отложили в долгий ящик.
Ситуацию отчасти исправил Евгений Светланов, записавший с Государственным симфоническим оркестром СССР (ныне Госоркестр имени Светланова) для «Антологии русской и советской музыки» два сочинения своего любимого композитора. Маэстро выбрал Третью симфонию (с хором) и кантату «Вятские песни». В 2018 году фирма «Мелодия» выпустила третью часть масштабного проекта, посвященного вокально-хоровой музыке конца 19-20 веков. В нём Ростислав Григорьевич Бойко оказался в одной компании с великими мастерами отечественного музыкального искусства: Римским-Корсаковым, Танеевым, Рахманиновым, Прокофьевым, Свиридовым… Жаль, что до этого события не дожил сам композитор — он скончался в 2002 году.
Текст: Ирина Столярова