Телепорт в старинные эпохи
Побывать в Гранадском Эмирате, увидеть красоты Венеции, открыть Новый Свет вместе с конкистадорами можно не выходя из дома. Всё, что нужно — это хороший звук и музыкальные записи Жорди Саваля. Этот аутентичный музыкант из Каталонии подарил миру свыше сотни альбомов с музыкой разных эпох.
Любовь Саваля к музыке родилась в детские годы, когда он услышал пение хора мальчиков и тоже захотел петь. Именно в хоре формируются представления Жорди о музыке, но в 14 лет с пением приходится попрощаться: ломается голос. Растерянный юноша увлекается Элвисом Пресли и играет с друзьями на самых разных инструментах: гитаре, губной гармошке, ударных. «Однажды я пришёл в консерваторию и застал там струнный ансамбль, который репетировал Реквием Моцарта. Это произвело на меня глубочайшее впечатление. Я подумал, что если музыка обладает такой силой, то я хотел бы стать музыкантом», — рассказывал Саваль в одном из интервью. Так юноша купил виолончель и несколько месяцев играл на ней самостоятельно, затем уже обратился к педагогу.
Жорди Саваль поступает в Барселонскую консерваторию по классу виолончели. В вузе знакомится с Монтсератт Фигерас, певицей и своей будущей супругой, которая тоже станет приверженкой аутентичной музыки. Со временем они совместно запишут множество сочинений эпохи средневековья, Ренессанса и барокко. А пока что Саваль только начинает изучать историческое музицирование и осваивать виолу да гамба. «Когда я закончил учиться на виолончели, меня вдруг пригласили участвовать в записи Виктории де лосАнхелес, великолепной певицы (сопрано). Им нужен был профессиональный музыкант, и они знали, что я хороший виолончелист. Меня спросили, не хочу ли я поиграть на гамбе, а мне это как раз было интересно. Я взял инструмент, и поначалу он звучал у меня весьма странно, но довольно быстро я сообразил, как на нём играть». Как гамбист Саваль также обучается у швейцарского виолончелиста Августа Венцингера в Базеле. В начале 1970-х аутентист начинает много выступать и записываться.
В 1974 году Жорди Саваль создаёт ансамбль старинной музыки «Hespèrion XX» (сейчас носит название «Hespèrion XXI»), ведущей солисткой в котором стала супруга музыканта. Сам же играет на виоле да гамба. В 1987 году основывает ещё один коллектив — «Королевскую капеллу Каталонии», а спустя два года — прославленный барочный оркестр «Концерт наций» («Le Concert de Nations»). В его основу вошли примерно 12 человек, с которыми Саваль долгое время работал в Базеле и Версале. Увидеть оркестрантов можно в фильме режиссёра Алена Корно «Все утра мира», повествующем о композиторе XVII века Марене Маре. Картина удостоилась 7 премий «Сезар» (одна — в номинации «лучший композитор» — досталась Савалю), а также обратила внимание широкой публики на историческое исполнительство.
За свою карьеру Саваль в качестве приглашённого дирижёра выступал и с другими оркестрами, специализирующимися на историческом исполнении: оркестром фонда Галуста Гюльбенкяна, камерным оркестром Зальцбурга, Венским камерным оркестром, филармоническим барочный оркестром Сан-Франциско и другими коллективами. Большое внимание дирижёр уделяет фразировке, нюансам и артикуляции: «Я вообще считаю, что качество исполнения — именно в том, как сделаны детали: здесь нет мелочей».
Саваль также вёл мастер-классы виолы да гамба в Базельской музыкальной академии и Джульярдской школе музыки. В 1998 году учредил и возглавил испанскую звукозаписывающую компанию «Alia Vox». Она специализируется на записях старинной музыки разных эпох и стилей.
Дискография Жорди Саваля обширна: Монтеверди, Люлли, Купирен, Пёрселл, Вивальди, Бах, Бетховен, Моцарт и многие другие композиторы. В планах записать Торжественную мессу и «Фиделио» Бетховена, а также некоторые произведения Берлиоза. В 2020 году оркестр «Концерт наций» и Жорди Саваль представили первые пять симфоний Бетховена, а годом ранее опубликовали альбом «Симфоническое завещание» в программу которого вошли 39-41 симфонии Моцарта.
Никита Курочко