Скрипач Андрей Корсаков. Жизнь как натянутая струна
История советского скрипичного искусства второй половины XX века, избалованная звёздами, потускнеет без имени Андрея Борисовича Корсакова. Вдохновенная игра артиста неизменно покоряла эмоциональным бесстрашием. В возрасте 20 лет его называли гениальным, в 30 — великим. Величайшим он стать не успел — в 44 года Андрея Борисовича не стало. Скоропостижная смерть Корсакова шокировала многочисленных фанатов. Их память о кумире оказалась, увы, фатально короткой. Современная аудитория, по большому счёту, ничего не знает о музыканте неукротимого таланта.
Информация в Википедии о Корсакове предательски сиротская. В короткой справке представлены пресные факты, которые никак не цепляют глаз и уж точно не дают представления о магически одарённом человеке.
Корсаков родился в Москве в семье музыкантов, окончил Московскую консерваторию, участвовал в нескольких престижных международных конкурсах. Ни на одном из них — имени Паганини в Генуе (1965), в Монреале (1966), имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже (1967), имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе (1971) — он не стал победителем. Четвёртая премия на Конкурсе имени Чайковского в 1970 году окончательно выбивает артиста из рейтинга предпочтений тех людей, которые никогда не слышали бесподобного по красоте звучания скрипки Корсакова. Кстати, полвека назад в Москве он «проиграл» Гидону Кремеру, Владимиру Спивакову и Лиане Исакадзе, чьи имена и великолепное мастерство на слуху у нынешних поклонников классики.
Стало ли для Корсакова участие в Конкурсе Чайковского провалом и болезненным ударом по самолюбию — доподлинно неизвестно. Равно как и остаётся тайной реакция на выступление 24-х летнего Андрея его педагога, Леонида Когана. Величайший музыкант, как известно, приезжал ранее в воинскую часть, где проходил армейскую службу его любимый ученик. Маэстро просил прапорщиков не нагружать музыканта ручным трудом, дабы сохранить в неприкосновенности «аппарат» для игры на скрипке.
Невольно задаёшься вопросом о том, как «нерядовой» скрипач оказался в роли солдата Советской Армии? Самого артиста этой темой журналисты не донимали. Они предпочитали в конце 80-х годов с маниакальным постоянством мучить скрипача вопросом о том, почему он не уезжает жить и работать на Запад, как сделали тогда многие его коллеги? Корсаков, нервно гася в пепельнице сигарету, отвечал, что он и на родине ощущает себя комфортно. Складывается впечатление, что музыканта, как и в армии, снова испытывали на прочность, теперь не физическую, а психо-эмоциональную.
Но у Корсакова были и моменты отдохновения. Его очень любили телевизионщики: скрипач был пунктуален, приятен в общении, несуетливо деловит и поражал феноменальной «беготнёй» пальцев по грифу. Телекамера невольно тянулась к его крабьей хватке во время исполнения умопомрачительных пассажей Паганини. Но главное, артист играл без дублей, с первого раза выдавая идеальный вариант музыкальной пьесы. Впрочем, история помнит случай, когда Корсакову пришлось дважды исполнять номер, сыгранный при этом безупречно. Один из членов съемочной группы после финальной каденции закричал «Браво», не дождавшись команды режиссёра «Стоп, снято». Артист скупо улыбнулся и сказал, что с удовольствием сыграет на бис.
К счастью, в Ютубе сохранилось большое количество архивных записей Андрея Корсакова. В дуэте со своей супругой, пианисткой Иолантой Мирошниковой он играет Рахманинова, Сарасате, Скрябина, Сибелиуса, Гершвина… Вместе с ансамблем «Концертино» Андрей Корсаков оставил нам в память о себе цикл с говорящим названием «Три века скрипичной миниатюры». Истинным наслаждением станет также прослушивание записей артиста с Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Владимира Федосеева и Госоркестром под управлением Евгения Светланова.
Текст: Ирина Столярова