МММ — Музыкант, Меценат, Миллиардер
Благодаря удачной женитьбе он стал одним из богатейших людей мира, но не бросил свою музыкальную карьеру, а вложил огромные средства в развитие музыки и помощь многочисленным коллегам по искусству. Швейцарский дирижёр, педагог и меценат Пауль Освальд Захер родился 28 апреля 1906 года.
Его сверхудачный брак вряд ли был сделан по расчету, ведь сам он происходил из далеко не бедной семьи и, став дирижером, вполне мог посвятить свою жизнь только исполнительству. Но судьба дала ему возможность внести гораздо более существенный вклад в музыкальное искусство, и он им воспользовался в полной мере. Написанные непосредственно по его заказу или просто вдохновленные его кипучей деятельностью произведения значительно расширили и обогатили репертуар современной музыки, а некоторые из них стали настоящими шедеврами. Но это еще не все. Благодаря ему оригиналы большинства этих творений бережно сохранены и легли в основу огромной уникальной коллекции разнообразных материалов, рукописей, документов и других свидетельств истории музыки ХХ века, которые находятся в открытом доступе и позволяют лучше понимать пути и законы ее развития.
Захер родился на севере Швейцарии, рядом с франко-германской границей, в Базеле — крупном промышленном центре страны, известном прежде всего своей фармакологической индустрией. Созданная здесь незадолго до его рождения компания «Хоффман — Ля Рош», один из гигантов современного производства лекарственных препаратов, стала не только мировым лидером в своей области, но и сыграла позже решающую роль в жизни и карьере самого музыканта.
Он получил образование в местной консерватории у маэстро Феликса Вейнгартнера, который вслед за Малером возглавлял Венскую оперу, и у Якова (Жана) Хандшина, бывшего педагога Прокофьева по игре на органе в Петербурге. Сразу по окончанию учебы 20 –летний дирижер создает свой первый коллектив — Базельский камерный оркестр, и это далеко не случайно. После Первой мировой войны интерес к огромным симфоническим коллективам эпохи позднего романтизма заметно снижается, и на смену им приходят более мобильные и компактные оркестровые составы, позволяющие гораздо тоньше и детальнее воплощать новые музыкальные образы и настроения времени. Это заметно уже в творчестве Шенберга, Стравинского и других композиторов начала ХХ века, и Захер со свойственной ему прозорливостью становится одним из пионеров этого направления. А всего через год он добавляет к БКО еще и камерный хор, что позволяет ему исполнять с ними как вокально-инструментальную музыку старых мастеров, так и своих современников. Оба эти коллектива просуществовали под руководством своего основателя 60 лет и были распущены после прощальных концертов дирижера в мае 1987 года.
В 1934 году Захеру выпадает неслыханная удача — он женится на вдове одного из руководителей концерна «Ля Рош», погибшего в автокатастрофе, и входит в совет директоров этой компании. Отныне его жизнь в корне меняется — он становится обладателем несметного состояния, что позволяет ему регулярно заказывать новые произведения у самых крупных авторов современности. Так, благодаря ему на свет появились замечательные шедевры — Музыка для струнных, ударных и челесты Бартока, Двойной концерт Мартину, Вторая симфония Онеггера и еще около 200 других сочинений, причем почти всеми их премьерами он дирижирует сам. Его авторитет в музыкальном мире неуклонно растет. Он становится членом различных творческих организаций, гастролирует во многих странах, открывает и возглавляет певческую школу, а потом и Академию в родном городе. В 70-х годах прошлого века, будучи в зените славы, Захер создает собственный фонд, который занимается приобретением и хранением нот и рукописей различных композиторов — от Баха и Моцарта до Веберна и Губайдулиной. Сегодня это одна из крупнейших в мире коллекций музыкальных документов, расположенная тоже в Базеле.
В честь 70-летия Пауля Захера 12 ведущих композиторов мира — Бриттен, Лютославский, Дютийе и другие — посвящают ему свои пьесы для виолончели на тему, составленную из звуков его фамилии SACHER. Их исполнил российский виолончелист Мстислав Ростропович, которому меценат когда-то «подарил» инструмент Страдивари за 20 миллионов долларов. А к заключительному, 90-летнему юбилею маэстро сочинение на ту же музыкальную криптограмму написал Пьер Булез. Умер дирижер в глубокой старости в числе пяти самых богатых людей мира, а в Европе он уступил по размеру состояния только владельцу фирмы Tetra Pak — шведу Раусингу.
Текст — Анатолий Лысенков.