Легко ли в семь лет дирижировать симфоническим оркестром и не растерять со временем талант? Легко, если это Ферреро Вилли.
Ферреро Вилли — явление уникальное. Уже в семь лет мальчик стоял за дирижерским пультом симфонического оркестра Филадельфии. Дебют юного дарования состоялся в неаполитанском «TeatroAugusteo», звучала Первая симфония Бетховена. За дирижёрскую палочку Вилли взялся ещё до того, как узнал ноты и научился складывать буквы в слова. Родители, артисты цирка, стремление сына всячески поддерживали. Ореол гениальности создавала не только восторженная публика: каждый раз как юный Вилли ложился спать, мама и папа ему аплодировали.
В 1914 году Вилли Ферреро посетил Россию. Журнал «Искра» недоумевал: «В Петербурге выступил в концерте в качестве дирижера 8-летний итальянец Вилли Ферреро. Он дирижировал оркестром графа Шереметева. Без партитуры, вооружённый лишь маленькой палочкой, этот 8-летний мальчик передавал тончайшие нюансы симфонии. Ученые психиатры в недоумении перед этим чудом. Итальянские профессора и психиатры признали Вилли Ферреро феноменальным ребенком с ненормально развитой для его возраста психикой, чем и объясняются его исключительные музыкальные способности. Он легко усваивает труднейшие произведения таких композиторов, как Бетховен, Берлиоз, Вагнер, Гуно, Григ и т. д.».
Писали, что мальчик, словно волшебник, управляет не только музыкантами, но и эмоциями публики. В восторге была и царская семья: император Николай II наградил Вилли золотыми часами с жемчугом и бриллиантами. Русский музыкальный критик Вячеслав Каратыгин так отзывался о Ферреро: «Редко и взрослый бывает таким требовательным руководителем музыкантов, как этот мальчик. Управлял он оркестром уверенно и строго. На лице — сосредоточенность, движения рук точны, изящны и выразительны. А глаза, эти детские глаза, вдруг грозно — да, грозно! — блеснут в сторону оркестранта, допустившего еле уловимую ошибку, а для публики — и вовсе незаметную».
Однако не все придерживались столь позитивного мнения. «Мальчика эксплуатируют» — так считали крупнейшие русские музыканты того времени: Александр Зилоти, Александр Глазунов, Леопольд Ауэр и психолог Владимир Бехтерев. Ходили слухи, что ребёнка вовсе нет, а играет карлик в детском костюмчике, либо настоящий дирижёр руководит музыкантами скрытно. Над сплетнями в рассказе «Публика» иронизировал Аркадий Аверченко. Но время расставило всё на свои места. Талантливые выступления не были мимолётным успехом «Маленького принца», но стали твёрдой почвой для дальнейшей карьеры.
Ферреро Вилли в восемнадцать лет оканчивает Венскую академию музыки, после чего переезжает в Милан. Выступает как оперный и симфонический дирижёр во многих театрах Европы. Репертуар Ферреро широк: Берлиоз, Бетховен, Брамс, Вагнер, Дебюсси, Мендельсон, Сибелиус, Сен-Санс, Равель и многие другие композиторы. Звучит в исполнении маэстро и русская музыка: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Лядов, Бородин и Глазунов. Уже будучи зрелым музыкантом, Вилли несколько раз посетит СССР: в 1936, 1951 и 1952 годах. Публика всякий раз воодушевлённо встречала артиста. Ферреро выступал и записывался с лучшими советскими оркестрами, среди которых Госоркестр СССР.
«Услышать» Ферреро Вилли можно также в классике итальянского и голливудского кино. К примеру, дирижёр записывал музыку для лент «Земля дрожит» Лукино Висконти, «Похитители велосипедов» Витторио де Сики, «Отелло» Орсона Уэллса.
Никита Курочко