Евгения Мирошниченко. Любимая певица советских вождей
Евгению Мирошниченко природа одарила вымирающим голосом — лирическим колоратурным сопрано. Её тембр был чистым как слеза и звонким как колокольчик. Однажды Сталин сильно расчувствовался, услышав пение маленькой девочки из украинского села с «правильным» названием Первое Советское.
Через много лет этот день стал называться национальным праздником России. Совпадение кажется символичным, особенно если знать биографию певицы, полную ярких и драматических страниц. Развал СССР стал тяжёлым испытанием для многих советских музыкантов. Для Мирошниченко распад страны обернулся крушением творческих надежд и планов на спокойную и достойную старость. В последние годы жизни артистка болела онкологией, операцию все-таки сделали в Австрии, но время было упущено. Новые правители Незалежной не посчитали нужным выделить деньги на лечение оперной примадонны, которую они называли не иначе как «украинской Марией Каллас», налегая на национальную принадлежность звезды. Финансами Евгении Семёновне в итоге помог некий москвич из числа поклонников. Он восхищался её исполнением знаменитого романса «Соловей» Алябьева, арией Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Впрочем, список ролей, в которых Мирошниченко блистала в середине прошлого века, будет неполным без Розины в «Севильском цирюльнике» Россини и Лючии ди Ламмермур из одноименной оперы Доницетти. В арии «Il dolce suono» голос вокалистки взлетает вверх без всякой страховки, замирает на pianissimo и, нарушая все представления о конечности человеческого дыхания, воскресает в новой тембральной телесности.
Пронзительные чувства оперных героинь Мирошниченко растопили сердце приземлённого во всех отношениях Никиты Хрущева. Прямолинейному как весенняя пашня генсеку импонировало крестьянское происхождение певицы, чей творческий путь начался в ансамбле «Трудовые резервы».
Юная артистка, как дочь фронтовика, получает путёвку в жизнь, поменяв ремесленное училище на музыкальное. Киевскую консерваторию (ныне Национальную музыкальную академию Украины имени Чайковского) она заканчивает в 1957 году. Как солистка Киевского театра оперы и балета вскоре отправляется на стажировку в Ла Скала. Оттепель 60-х обернулась для Евгении годом пребывания в солнечной Италии. Возвратившись на Родину, певица получает ведущие партии в главном украинском музыкальном театре и интересные предложения в кинопроектах. В 1961 году голос Мирошниченко звучит в картине Сергея Параджанова «Украинская рапсодия». Певица воспринимается как символ музыкальной культуры Украинской ССР.
В тридцать с небольшим вокалистка становится народной артисткой СССР. Сколько бы ни говорили о том, что звания в Советском Союзе раздавали не только за талант, но и по разнарядке, выделяя квоты каждой республике, Мирошниченко, пусть и как нацкадр, полностью оправдала доверие партии и народа.
Она продолжает самосовершенствоваться. Певица с тонким чувством стиля в музыке отличается и стройной фигурой. Артистка с осиной талией порхает в фильме «Образы», плетя изумительные по красоте вокальные виньетки в «Сказках Венского леса» Иоганна Штрауса. На дворе 1978 год. Тогда медийные персоны не пичкали прессу рецептами эксклюзивных диет. Мирошниченко предпочитала поражать воображение любознательных обывателей секретом сохранения хрустального голоса на протяжении десятилетий. Оперную сцену звезда покинула в 1994 году. Последние 15 лет жизни Евгения Семёновна полностью посвятила педагогике и благотворительной деятельности.
Текст: Ирина Столярова