Музыкальная терапия Леонтин Прайс
Голос американской оперной певицы второй половины XX века Леонтин Прайс загадочным образом сочетает в себе сочный тембр и невероятную гибкость. Артистка воплощает образы своих героинь на картинах маслом, но цветовая гамма соткана из сотни полутонов, тончайших переходов, гармонично перетекающих друг в друга. В малой октаве её сопрано звучит открыто экспрессивно, в приближённой к джазу манере. Фирменные низы выдают в Прайс исполнительницу, начинавшую свою звёздную карьеру на Бродвее в 1952 году. Чернокожая двадцатисемилетняя красотка, не имея сценический опыт, комфортно и естественно подаёт себя в опере «Порги и Бесс» Гершвина.
Идентичность цвета кожи певицы и её персонажа не считается главным козырем в творчестве Прайс. За более чем тридцатилетнюю оперную деятельность она перепела практически весь хрестоматийный репертуар драматического сопрано, включая Генделя, Моцарта, Пуччини, Рихарда Штрауса, Пуленка, Бизе и, наконец, Верди. И всё же певица признавалась, что в роли Дездемоны («Отелло» Верди) или же Елизаветы («Дон Карлос» Верди) она чувствуют себя хуже, чем в «Аиде». Впрочем, в 1955 году Леонтин поразительно тонко вжилась в трогательный образ «Тоски» Пуччини на выступлении в Сан-Франциско, которое транслировалось по телевидению. По законам этого жанра камера ищет крупные планы и блуждает по лицам исполнителей. Но, тем не менее, убедительная на сцене Прайс, звезда мировой оперы начала 60-х годах, сильно волновалась…из-за грима.
Попытки разобраться в тонкостях характера Прайс бессмысленны и никак не приближают к пониманию её божественного таланта. Объяснения её великому певческому дару можно найти в биографии исполнительницы, полной неожиданных моментов.
Леонтин родилась в 1927 году на юге США в семье лесопильщика и акушерки. Бедность не помешала им купить в крошечный дом пианино. В сознании людей, воспитанных в советской системе общественно-политических координат и прочитавших в детстве книгу «Хижина дяди Тома», этот факт ломает все привычные стереотипы. Конечно, к моменту появления на свет Леонтин рабства в США уже не было, но страна переживала масштабную экономическую депрессию. Родители девочки, несмотря на все тяготы быта, проявили исключительную наблюдательность по отношению к дочери и обнаружили у неё музыкальные задатки. Девочку усадили в раннем возрасте за инструмент. Впрочем, малышка и не сопротивлялась. Чета Прайс в полном составе каждый день ходила на спевки церковного хора. Там царила атмосфера душевной теплоты, эмоционального раскрепощения, уныния не было, никто не заставлял присутствующих стоять по стойке смирно, наоборот, движения в такт музыке приветствовались.
Позже в пении Прайс всегда чувствовалась ритмическая заряженность, она буквально завораживала публику свободным течение вокала, на удивление собранного и подчинённого биению сердца, пульса, неумолимо ровного. Кажется, что если Прайс перестает петь, то жизнь остановится.
В 1964 году артистка приезжает в Москву вместе с Ла Скала и исполняет на сцене Большого театра Реквием Верди с Гербертом Караяном. В сопрановой партии Прайс восхищает как ансамблевая певица, умеющая взаимодействовать с хором на уровне подсознания. Детский опыт оказался бесценным подарком судьбы для выдающейся исполнительницы.
Прайс феноменально повезло, когда семья американских меценатов, услышав её выразительное пение, оплатила Леонтин обучение в Джульярдской школе. Лучшего сценария для развития карьеры певицы не придумаешь, ведь до этого скромная девушка мечтала стать «рядовым» учителем музыки.
Мировое оперное искусство трудно представить без имени Леонтин Прайс. Легендарная исполнительница простилась с оперной сценой в середине 80-х годов. Но в последующие десять с небольшим лет давала сольные концерты. Практика работы с оркестром для певицы имела огромное значение. На пике славы она с большим энтузиазмом делала студийные записи. Вокал исполнительницы на релизах настолько совершенен, что воспринимается как некая музыкальная терапия, лечащая от всех болезней. Похоже, Леонтин Прайс знает рецепт неувядающего долголетия — певица и ныне здравствует, отметив в этом году с 93-х летие.
Текст: Ирина Столярова