Серджиу Челибидаке: дирижёр-медиум
История дирижёрских откровений второй половины XX века будет неполной без имени Серджиу Челибидаке. Парадокс заключается в том, что в общеизвестной творческой биографии знаменитого на весь мир музыканта сохранилось много, если не белых пятен, то загадок уж точно.
Челибидаке родился в 1912 году в Румынии. Его отец был греком, отсюда и такая выразительная фамилия, которая совсем не сочетается с записью в паспорте о немецком гражданстве. Впрочем, и профессиональный почерк маэстро не имел ничего общего с педантичностью и рациональностью, свойственными представителям этой нации. Чилибидаке, с молодости увлечённый буддизмом, диктующим уход в себя, делает обратное. Он приглашает всех окружающих на свою территорию, где царит вечная гармония, где начало есть конец, а временные рамки размыты. Конечно, Челибидаке доигрывал все ноты в партитурах, впечатляюще проводил каденции, при этом жонглируя темпами как ему заблагорассудится. В исследованиях, посвященных мастеру, непременно указывается, что медленные фрагменты нотных текстов он растягивал донельзя, вовлекая присутствующих в управляемую им медитацию.
К слову сказать, Челибидаке многое делал в жизни не спеша и основательно. Например, учёбе музыке он посвятил почти десять лет и впервые, если следовать справочной информации, встал за пульт известного немецкого оркестра Берлинской филармонии в 33 года. К тому моменту фашистский режим был уже побеждён.
Что делал в Германии Челибидаке в тот период, когда страной управлял Гитлер? Биографы нам отвечают, что копил знания. В 1936 году, имея за плечами полученное в Париже образование математика и философа, он поступает в Высшую школу музыки в Берлине, затем совершенствует мастерство в Университете Фридриха Вильгельма. Челибидаке, похоже, спрятался от существующего политического режима идеально. Молодой человек сблизился с другой тогдашней влиятельной организацией в Берлине, объединившей последователей учения Сиддхарта Гаутама, провозглашённого в религиозном мире как Будда Шакьямуни. В музыкальном свете Челибидаке неизвестен. Здесь царит Герберт фон Караян, которому, как известно, впоследствии пришлось отбиваться от обвинений в связях с вождями Третьего Рейха.
Удивительно, но почти ровесники Челибидаке и Караян никогда не пересекались на творческом пути и не конкурировали между собой. Австриец заполучил в свое владение Берлинский филармоникер. Челибидаке нашёл для себя идеальное место работе в столице Баварии, возглавив в 1979 году Мюнхенский филармонический оркестр и оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1996 году. Впрочем, попытка отправить в разные музыкальные миры Челибидаке и Караян слишком надумана. И как тут не вспомнить, что австриец тоже увлёкся буддизмом, но уже на склоне лет ради расширения своего списка общеизвестных экстравагантностей — дорогие машины, частный самолет, брендовая одежда и прочие прелести напускной роскоши. Челибидаке, равнодушному к светской мишуре, нечем было ответить Караяну.
Но условный музыкальный поединок между артистами при желании можно организовать. Караян был фанатично увлечён студийными записями. Челибидаке, наоборот, считал, что музыка существует здесь и сейчас, и никакая плёнка не может передать живое звучание симфонического оркестра, подчиняющегося сиюминутным настроениям дирижёра. Оба играли музыку Бетховена и Брамса. И разве это не подарок судьбы, услышать абсолютно разные трактовки шедевров немецких классиков двух равновеликих мастеров.
Автор: Ирина Столярова