Ираклий Андроников: человек-оркестр
Андроников мечтал учиться в консерватории на дирижёра и, став в итоге литератором, часто выступал со своими неповторимыми устными рассказами в «храме» музыки — Ленинградской филармонии.
Мое знакомство с творчеством гениального рассказчика Ираклия Андроникова началось с восхищения… его красивым и броским отчеством. В один из самых обычных дней диктор советского телевидения зачитывала программу передач. В те времена было принято представлять известных людей, называя полностью фамилию, имя и отчество. Поток монотонной речи дамы в голубом экране «взорвало» слово Луарсабович. Ожидание передачи с участием «некоего» Андроникова превратилось почти в детективную историю — очень хотелось понять, насколько отчество, которое при произнесении щекотало нёбо и пулей вылетало из горла, гармонично вписывалось в образ артиста.
Через пару часов я увидела моего «героя», мягкой и одновременно стремительной походной направляющегося к небольшому столику с одиноко стоящим стаканом воды… Весь антураж концерта этим скромным оформлением заканчивался — никаких тебе ярких декораций, подсвеченных задников, прочей «мишуры» и даже рояля в кустах — Андроников выступал обычно без музыкального сопровождения. Ираклий Луарсабович решительно садился на стул и начинал говорить. Ни одной бумажки и подсказки при нем не было.
Фирменный «устный» рассказ-импровизация моментально перехватывал внимание зрителей в зале. Бурлящий поток яркой, образной русской речи изумлял не меньше, чем отчество, как теперь выяснилось, очень подходящее по энергетической заряженности искрометному артисту. Он не грешил лишними эпитетами — в предложении было ровно столько прилагательных, сколько нужно для того, чтобы каждый слушатель представил себе ярко нарисованный в монологе образ. Сюжет часто вырастал из личных встреч Андроникова с интереснейшими современниками. Те, в свою очередь, делились с ним своими воспоминаниями. «Список» Андроникова вместил целое созвездие имён — могучий бас Шаляпин, великий композитор Шостакович, уникальный просветитель Соллертинский, гениальный дирижёр Мравинский, которого Ираклий Луарсабович боготворил, и многие другие.
Рассказы часто начинались с описания бытовых вещей, а заканчивались глубокими философскими мыслями. Знакомства Андроникова с персонажами своих будущих рассказов зарождались подчас в самых «некультурных» местах — больнице, трамвае, а потом перерастали в долгие отношения, дружбу, диспуты, общение уже в артистических квартирах и салонах.
Феномен Андроникова в том, что, будучи образованнейшим человеком, он обладал даром слушать собеседника, ловить его взгляд, интонацию голоса, перемену настроения, жесты, все то, что возможно зацепить только при живом общении. Андроников часто копировал голоса героев своих рассказов — такой прием вносил не только юмористические нотки в его словесные зарисовки, но и повышал градус достоверности историй. Они содержат огромное количество информации в самых разных областях искусства — литературе, живописи, поэзии, музыке. Андроников мечтал учиться в консерватории и потом часто выступал в зале Ленинградской филармонии, куда в юности бегал на репетиции симфонических оркестров. Литератор завидовал дирижёрам, но в результате стал мастером, также умевшим часами держать внимание огромной аудитории. Для нынешнего зрителя концерты Андроникова, возможно, не очень известны. Но записанные десятилетия назад его авторские программы по-своему уникальны и по-прежнему познавательны даже в мире современного «бездонного» интернета.
Текст: Ирина Столярова