Александр Майкапар — посланец галантного века
В центре Москвы в районе Кудринской площади человек с нездешней внешностью, очень похожий на композитора Йозефа Гайдна, стоял на переходе через Садовое кольцо в ожидании зелёного сигнала светофора. Белая бабочка и такого же цвета сорочка выдавали в персонаже артиста. Вопрос: куда он направлялся? Если налево повернул бы — в филармонию, правее — прямиком угодил в Академию имени Гнесиных. С юношеским задором незнакомец отправился по второму адресу.
Дойдя до здания, мужчина на миг застыл перед концертной афишей и одобрительно кивнул. С плаката на окружающий мир лукаво и по-доброму смотрел наш герой — клавесинист и органист Александр Майкапар. Его выступление было назначено на вечер. Но прежде маэстро спешил на урок к своим любимым студентам — на четвертом этаже в бывшем оперном классе в 2009 году для занятий Александра Евгеньевича специально открыли аудиторию. В помещении уместились абсолютно разные клавишные инструменты: орган, фортепиано, а также его прародители — клавесин и клавикорд. Все они являются «подручным» материалом обучающих программ маэстро, направленных на воспитание чувства стиля, аутентичности.
Клавиши органа не залипали под пальцами Александра Евгеньевича — его просветленный Бах сильно ранил душу, переворачивая представление о чрезмерной помпезности короля инструментов. Майкапар элегантно передвигался по классу и попеременно играл сначала на старинном фортепиано, затем — на современном. Простой приём помогал найти правильную нюансировку при исполнении сочинений, написанных изначально для клавесина.
Одна из клавирных сонат Гайдна — живая, с чистейшими гармониями музыкальная материя наполняет стометровый зал. Майкапар играет произведение свежо и просто, не раскидываясь мелизмами, органично вплетая форшлаги в нотный текст со свойственной ему интеллигентностью. Как тут не подметить, что у Александра Евгеньевича с венским классиком не только внешнее, но и ментальное сходство.
Майкапар органично вписался в эстетику 18 столетия и стал для современных меломанов посланником галантного века. Это время подарило миру не только музыку Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, но и самое эфемерное, сиюминутное из всех явлений искусства — искусство увлекательного общения, разговора, бесед, построенных на живом обмене мыслями и остроумными импровизациями.
Камерное помещение вмещает небольшое количество зрителей. Это «фирменный» формат выступлений Майкапара. Практику музыкальных встреч в небольшой аудитории — в библиотеках, музейных помещениях, картинных галереях, домах культуры и сельских клубах музыкант проповедовал без малого полвека, до последнего дня своей жизни.
Текст: Ирина Столярова