Виолончелист Карл Давыдов. Гений музыки и просвещения
Карл Юльевич Давыдов-создатель русской виолончельной школы. В середине 19 века он довёл до совершенства не только виртуозные возможности инструмента, но и привнёс в его звучание теплоту человеческого голоса. Давыдов вошёл в число первых преподавателей Петербургской консерватории, открывшейся спустя год после отмены крепостного права в России. Карл Юльевич со временем возглавил вуз и провёл в системе обучения революционные изменения.
В первой половине жизни потомственный дворянин Давыдов находился в профессиональном поиске. Он выбирал между музыкой и точными науками. Мальчику нравились частные уроки на виолончели, но старший брат-математик убедил поступить на мехмат Московского университета. В 20 лет Карл — кандидат математических наук. Параллельно с диссертацией он написал партитуры двух опер. Поверив алгеброй гармонию, юноша отправился в Лейпциг изучать композицию.
Первый виолончельный концерт он посвящает отцу, скрипачу- любителю. За границей участвует в камерных концертах и демонстрирует навыки высочайшей ансамблевой культуры- садится за первый пульт в Гевандхаузе. Работу в знаменитом оркестре совмещает с сольной деятельностью. Вскоре его приглашают преподавать в Лейпцигскую консерваторию. В его классе -ученики со всей Европы, в том числе и младший брат Эдварда Грига. Впрочем, самому профессору Давыдову нет и 25-ти.
О его успехах наслышаны на родине. Антон Рубинштейн зовёт виолончелиста в учреждаемую в Санкт-Петербурге консерваторию. Давыдов возглавляет сразу несколько кафедр. В числе первых студентов — будущий русский классик Пётр Ильич Чайковский, но пока он беден и неизвестен. Давыдов окажет молодому композитору поддержку, продирижирует премьерой его «Торжественной кантаты». Когда Давыдов возглавит консерваторию, он откроет новые классы, учредит публичные студенческие концерты, введёт углублённое изучение истории музыки. Всё это занимает немало времени, и он отказывается от работы над новой оперой «Мазепа». Написанное специально для него либретто Давыдов передаёт в работу Чайковскому. Но главный труд своей жизни, «Школу игры на виолончели», Карл Юльевич успевает завершать.