Макс Регер. Жизнь как миг между прошлым и будущим
Немецкий композитор Макс Регер в первое десятилетие 20 века испытал невероятный интерес к своему творчеству. Его сочинения с одинаковой страстью как хвалили, так и ругали. С бескомпромиссного поступка и началась его карьера: после посещения Байройтского фестиваля и прослушивания опер Вагнера юноша решил связать свою жизнь с музыкой. Но в итоге ни одного сочинения в этом жанре не написал. Духовным пастырем был выбран Бах. Органное наследие Регера получилось впечатляющим.
Игра на церковном органе стала приятной работой для Макса с самого раннего детства. Он часто заменял за инструментом заболевшего приходского священника. С ним же мальчик занимался композицией. Дома ждала мама — первый педагог по фортепиано, а отец посвящал в теорию музыки. Фуги Баха стали для Макса не упражнениями, а естественным способом выражения мыслей и чувств. Юноша проделывает путешествие почти через всю страну, чтобы получить консерваторское образование. Он набирается храбрости и отправляет органную сюиту «Памяти Баха» Брамсу. Ответ мэтра Регер расценивает как благословение на творчество. Он много сочиняет. В фортепианных, скрипичных и вокальных миниатюрах слышатся «цитаты» то из Шумана, то из Шуберта. На изломе веков он сочиняет Фантазию и фугу на тему B-A-C-H (1900). В опусе уже просматривается зрелый мастер — мощный, диссонантный. Никаких аллюзий и отсылок к стилистике его предшественников.
Регер обосновывается в Мюнхене. Здесь он сразу получает большое количество ангажементов на сольные концерты. На пике популярности приезжает в Россию, переживающую революцию 1905 года. В Санкт-Петербурге в качестве дирижера и пианиста принимает участие в нескольких концертах. Регер становится культовой фигурой для молодых русских авторов. Прокофьев и Мясковский восторгаются новаторским стилем немецкого коллеги. В свою очередь, признанный классик Римский — Корсаков назвал полифоническое плетение Регера «чепухой горизонтальной».
Полемикой с влиятельным оппонентом немецкому гостю заниматься некогда. Он отправляется преподавать в Лейпцигскую консерваторию. Там он проработает до последнего дня своей короткой жизни. В возрасте Христа напишет Псалом под номером 100 для хора, оркестра и органа. Грандиозное полотно станет приношением богослову Мартину Лютеру, заветам которого следовал Бах. Поздний период творчества Регера пришёлся на годы Первой мировой войны. Драматизм событий находит отражение в «Реквиеме» для солистов, смешанного хора, оркестра и органа. Но его премьера прошла без скоропостижно скончавшегося автора.