Шарль Луи Эжен Кёклен — французский композитор, музыковед, педагог, общественный деятель. Окончил Парижскую консерваторию в 1897 год, где учился по композиции у Ж. Массне и Г. Форе.
До конца 1920-х годов Кёклен был одним из лидеров парижской музыкальной жизни. Вместе со своими товарищами по консерватории — М.Равелем и Ф.Шмиттом, при поддержке Форе — в 1909 он принимал участие в основании Независимого музыкального общества для продвижения новой музыки. Независимое музыкальное общество было своего рода оппозицией к консервативному Национальному обществу, находившемуся под началом В.д’Энди.
В 1912 — 1913 по просьбе Дебюсси Кёклен оркестровал его музыку к балету «Хамма», а в 1918 году Э.Сати пригласил его в группу композиторов «Новая молодёжь» вместе с Русселем, Мийо и некоторыми другими, однако этот проект остался неосуществлённым.
В 1921 — 1924 Кёклен написал ряд статей в ведущих музыкальных журналах, и уже был больше известен как теоретик, чем как композитор. Несмотря на проведение фестиваля его музыки, а также получение им нескольких престижных премий, лишь в 1940-х годах в Бельгии его музыка вновь начала завоёвывать признание. Директор Бельгийского радио Поль Коллер организовал серию исполнений его оркестровых работ под управлением Франца Андре. Ещё один шаг к возрождению творчества Кёклена в 1967 сделал пианист Антал Дорати, записав к столетию со дня рождения композитора цикл «Бандар-логи».
В 1918, 1928 и 1937 Кёклен посещал с визитами США, а после смерти Русселя возглавил французскую Федерацию народной музыки. В 1930-е развитие коммунистических взглядов композитора выразилось в серии «Музыки для народа» и активной деятельности в музыкальном комитете Ассоциации «Франция―СССР» (хотя сам он никогда не состоял в партии). Всегда положительно относившийся к новейшим течениям в искусстве, Кёклен возглавлял французскую секцию Международного общества современной музыки и активно поддерживал музыку молодых композиторов.
Кеклен — автор оперы (библейской пасторали) «Иаков у Лабана» (1908, пост. 1925, Париж); 3 балетов; симфонических и камерно-инструментальных сочинений, фортепианных пьес, романсов, массовых песен (в т. ч. «Свободу Тельману» для хора и оркестра). Кеклену также принадлежат работы по гармонии, полифонии и другим теоретическим вопросам, а также о К. Дебюсси (Париж, 1927, 21941), Г. Форе (Париж, 1927, 21949) и др.
Известен и как педагог, среди учеников — Франсис Пуленк.