Франко Корелли: героический тенор нашего времени
История умалчивает, почему в 1964 году культовый итальянский тенор Франко Корелли в последний момент отказался приехать в Москву вместе с другими солистами Ла Скала. Столичная публика тогда не могла предположить, что певец ни разу нашу страну так и не посетит.
Отсутствие в спектакле одного из лучших в мире исполнителей партии Калафа не спровоцировало скандала. Корелли, блиставшего к тому моменту в десятках постановок в Италии и США, по большому счёту в советских музыкальных кругах никто не знал. Список любимых отечественными меломанами итальянских теноров возглавлял Марио дель Монако. На протяжении целого десятилетия Монако и Корелли были достойными соперниками на сцене. После того, как несравненный Марио простился со зрителями, Франко остался на вокальном олимпе единственным и неповторимым.
Вокальную технику Корелли называют совершенной. Его идеальное легато, сильный и ровный звук во всех трёх регистрах, умение филировать звук и бесподобное diminuendo были одновременно чем-то феноменальным и естественным.
Все эти вокальные прелести расцветали сочными тембровыми красками в обрамлении голливудской внешности артиста. Теноров ростом под 190 сантиметров мировая опера еще не знала. Корелли возвышался на сцене над всеми своими партнерами в прямом и переносном смысле. Стоит ли говорить о том, что итальянского мастера для полноты гармонии лучше слушать живьём и на видео, чем на аудиозаписи.
Слабым, но все же утешением для столичной публики, не увидевшей Корелли во всей его красе в Большом театре, стала пластинка, выпущенная в том же 1964 году Всесоюзной студией грамзаписи. На блёклом конверте мелкими чёрными буквами в верхнем углу написано имя исполнителя. Фотография на обложке отсутствует, хотя римский профиль Корелли так и просится на картинку. Краткая биография артиста набрана бисером, причем короткая информационная справка грешит фактологическими неточностями. Редактор припозднился на целый год с датой дебютного выступления артиста. Оно состоялось 1951-м. На тот момент Франко было не 27 лет, как указано на обёртке винила, а уже за тридцать. В столь зрелом возрасте новичок сцены спел Хозе в «Кармен» Бизе. Партия со временем стала «коронкой» вокалиста. В релизе не оказалось и еще одной знаковой работы мастера — его Радамеса из «Аиды» Верди. Корелли в начале карьеры споткнулся на этой партитуре, но в середине 50-х годов, по собственному признанию, с блеском освоил сложнейший нотный материал.
Репертуарный выбор редактора с его же текстовыми «блохами» почему-то подсказывает, что сборник готовился в спешке. Возможно, на формирование трек-листа повлияли такие непреложные вещи как соблюдение авторских прав, качество записей, доступных для тиражирования. В идеале хотелось бы услышать Франко Корелли в дуэтах в Марией Каллас, Биргит Нильссон, Борисом Христовым… Но в конце концов советские фанаты оперы получили пластинку стоимостью меньше одного рубля, на которой звучит бесценный голос Франко Корелли в двух ариях Каварадосси из «Тоски» Пуччини.
Слушая этот дивный голос, ныряющий неожиданно с forte в волнительное pianissimo, невольно начинаешь благодарить друзей молодого Дарио Франко Корелли (это полное имя артиста), уговоривших его бросить обучение корабельному делу в университете Болоньи и отправиться в музыкальное плавание. Родившаяся только в двадцать с лишним лет мечта стать оперным певцом после ряда неудач, неправильных педагогов, потери истинного голоса, мучений и эмоциональных перепадов обернулась рождением уникального драматического тенора XX века.
Американцы, «развращённые» блеском и гламурностью Голливуда, влюбились в Корелли с первого взгляда. В Метрополитен-опере маэстро пел порядка полутора десятка лет — с начала 60-х до середины 70-х годов. Певец позже вспоминал об особой публике в Нью-Йорке, которая с восторгом принимала все его импровизации в подаче материала. В «Дон Карлосе» Верди, в так называемом «Дуэте дружбы», вокалист брал верхнее «до», которого в нотах нет.
Некие вольности на сцене администрация самого знаменитого театра США компенсировала жёсткими контрактами. В Ла Скала Корелли пел лишь в межсезонье — с мая по сентябрь.
Возможно, именно американцы не отпустили в октябре вокалиста вместе с итальянскими звёздами на гастроли в Советский Союз. Политический след искать в этой истории бесперспективно. Равно как и делить Франко Корелли между Нью-Йорком, Москвой, Миланом и еще десятком музыкальных столиц мира. Таланта замечательного артиста, царившего на оперной сцене четверть века — с начала 50-х до середины 70-х годов, хватит на всех любителей вокального искусства.
Текст: Ирина Столярова