«Я музыкант, вот и всё»
Анри Дютийё вырос в семье музыкантов. Уже в восьмилетнем возрасте Анри учился одновременно в лицее и консерватории города Дуэ, а ещё спустя восемь лет поступил в Парижскую консерваторию. Большое влияние на будущего композитора оказали Равель, Дебюсси, Руссель, Онеггер и Стравинский. Позднее Дютийё скажет, что хотел оторваться от них и найти собственное звучание.
Свои ранние произведения оценивал критически. Хоть и корил себя за «ошибки дебюссизма», но хотел войти в когорту французских композиторов, встать в ряд с Равелем, Берлиозом и Форе. В 22 года получил Римскую премию за кантату «Перстень короля». Спустя некоторое время руководил оркестром Парижской оперы, но этот опыт продлился несколько месяцев. Музыкальные поиски Дютийё продолжит в конкретной музыке. Будет использовать атональные техники, не забывая при этом классические традиции. Ни к какому течению не примкнёт и как-то раз скажет, что «решительно отвергает принадлежность к смехотворно множащимся группировкам»,, а себя назовёт лишь «музыкантом». В своём творчестве Дютийё старался сохранить национальное начало, не увлекаясь слепо серийной техникой или идеями Мессиана.
Почти двадцать лет Дютийё проработает на радио. Будет создавать музыку для радиопостановок, кино, спектаклей. Сочинит Три романса на стихи Жана Кассу, две симфонии. Современники откажутся признать их симфониями, т. к. Дютийё сильно отошёл от традиций жанра. В конце 60-х годов планировал написать балет по поэтическому сборнику Бодлера «Цветы зла». Идея не реализуется, но наработки войдут в Концерт для виолончели с оркестром. Произведение должен был исполнить в 1971 году Мстислав Ростропович вместе с Бостонским симфоническим, но музыканту не дали визу. За несколько лет до смерти композитор скажет: «Я жалею, что мало работал с поэзией Бодлера. Он очень современен и больше всех повлиял на поэзию ХХ века. Мне вообще надо было больше работать с современными поэтами».
Многие годы Дютийё посвятил педагогике: работал в парижской Национальной школе музыки, а также преподавал в Консерватории. Один из главных советов мастера звучал так: «Рискуйте. Не будьте скромниками. Единственное, о чём не приходится сожалеть в старости, — это безумство». Эти слова Дютийё сказал в 2008 году в России, во время фестиваля «Звёзды белых ночей». В его программе прозвучало необычное произведение: вокальный цикл «Переписка» на основе текстов писем известных людей. Так, Дютийё использовал текст письма Солженицына Вишневской и Ростроповичу.
Никита Курочко