Наследник Паганини и Страдивари
Итальянская скрипичная школа, насчитывающая не одно столетие, имеет глубокие и славные традиции. Сегодня их продолжает новое поколение музыкантов во главе с замечательным скрипачом, педагогом, дирижером и культурным деятелем Сальваторе Аккардо.
Скрипичное искусство Италии, активно развивавшееся на протяжении XVII–XIX веков и представленное такими выдающимися композиторами — виртуозами, как Корелли, Вивальди, Тартини, Локателли и многими другими, нашло свое наивысшее воплощение в творчестве гениального Паганини. Интенсивному росту исполнительского мастерства способствовала также практика величайших изготовителей струнных инструментов из города Кремона, знаменитых ныне на весь мир Амати, Гварнери и Страдивари. Их уникальные изделия пользуются до сих пор небывалым спросом и стоят огромных денег. Однако, начиная со второй половины XIX века, ведущая роль в исполнительском искусстве страны постепенно переходит к музыкантам других специальностей — прежде всего, к дирижерам и пианистам, не говоря, конечно, о певцах, которые всегда были и остаются на лидирующих позициях в области вокала. За прошедшее столетие Италию прославили величайшие корифеи дирижирования — Тосканини, Джулини, Мути, Аббадо и крупнейшие пианисты современности — Бузони, Микеланджели, Поллини. А вот роль сопоставимого с ними исполнителя на скрипке долгое время оставалась вакантной, пока не появился Аккардо. Он вернул свою родину в число лидеров мирового скрипичного искусства.
Аккардо родился в Турине, на севере Италии, но в детстве переехал с родителями на их южную родину, в маленький городок недалеко от Неаполя. Отец мальчика, резчик по камню, очень любил музыку и передал эту страсть своему сыну. Ребенок уже в 3 года самостоятельно осваивает скрипку, в 6 поступает в Неаполитанскую консерваторию, а в 13 заканчивает ее с отличием, исполнив на выпускном экзамене один из каприсов Паганини. Этот композитор с тех пор стал его любимым автором.
После стажировки в одной из лучших академий страны — Киджи в городе Сиена, где он занимается вместе с будущими звездами, а позже еще и своими партнерами по сцене — Аббадо, Баренбоймом, Метой, Дютуа — Аккардо первым среди итальянцев побеждает на конкурсе Паганини в Генуе (1958). До него первыми становились только иностранцы! После такого успеха он получает известность и признание в музыкальном мире, много гастролирует по разным странам и континентам, записывается на пластинки, играет в ансамблях, организует фестиваль «Музыкальные недели в Неаполе», существующий до сих пор, преподает в своей альма-матер. В это время в его коллекции инструментов появляются две прекрасных скрипки работы Страдивари — 1718 и 1727 годов.
Игра Аккардо отличается от большинства его коллег-скрипачей тем, что он почти не смотрит на струны и, кажется, даже не открывает глаза. При этом его лицо внешне абсолютно бесстрастно. А исполнение, наоборот, поражает глубокой выразительностью, богатством эмоций и образов. К тому же, он всегда строго одет, аккуратно подстрижен и ничем не напоминает тех вдохновенно-самозабвенных виртуозов «с горящим взором», какими обычно рисуют великих артистов. Такой разительный контраст между обликом скрипача и его искусством долгое время мешал ему достичь той славы, которую он, безусловно, заслуживал. И лишь в середине творческого пути, будучи уже вполне состоявшимся исполнителем, но оставаясь «хорошо известным лишь в узких профессиональных кругах», он вдруг получает неслыханную популярность, озвучив два знаменитых кинофильма — «Страдивари» с Энтони Квином в главной роли (1988) и «Паганини» с участием Клауса Кински (1989).
В 1986 году он основывает в Кремоне исполнительскую Академию, где регулярно проводит мастер-классы для юных талантов, а через 10 лет создает на ее базе Итальянский камерный оркестр, один из лучших в Европе. Именно с этим коллективом он сделает запись всех концертов Паганини. За свои заслуги Сальваторе Аккардо удостоен множества почетных наград и премий, главная из которых — высший государственный орден Италии «Кавалер Большого Креста», врученный ему президентом республики в 1982 году. Ему посвятили свои произведения ведущие композиторы современности — Пистон, Пьяццолла, Ксенакис и другие. Встречи с ним и его искусством с нетерпением ждут миллионы любителей музыки в разных странах, в том числе и в России. Одна из них состоялась в 2015 году, когда Аккардо был членом жюри XV международного конкурса имени Чайковского в Москве.
Текст: Анатолий Лысенков