Друг Грига и мастер норвежской музыки
Свенсен сочинял музыку с детства. Отец, дирижёр военного оркестра, дал сыну начальное музыкальное образование и обучил игре на скрипке и кларнете. Ещё до окончания школы юный музыкант играл в оркестре и выступал как солист. Однажды на концерте в Любеке игра Юхана понравилась одному богатому любителю музыки, который в итоге оказал финансовую поддержку Свенсену при поступлении в Лейпцигскую консерваторию.
Юхан обучается у Фердинанда Давида и мечтает о карьере скрипача. Но травма руки вынуждает изменить планы. Свенсен поступает в класс композиции, где его наставниками становятся Мориц Гауптман, Эрнст Рихтер и Карл Райнеке. Консерваторию Свенсен оканчивает с главной премией.
В 27-летнем возрасте Свенсен дебютирует в Осло как дирижёр. Причём исполняет собственное произведение — Первую симфонию. Критики отмечают богатую оркестровку сочинения. Следующие двадцать лет Свенсен-дирижёр выступает в разных странах мира: в театральных оркестрах Парижа, оркестра музыкального общества «Евтерпа» в Лейпциге, возглавляет в Осло оркестр музыкального общества Кристиании, даёт концерты в Австрии, Англии, России, США, Германии, в частности, на Байройтском фестивале. Эту деятельность венчает должность главного дирижёра Королевского театра в Копенгагене, на посту Свенсен пробудет до конца своих дней.
Юхан Свенсен — как и его друг Эдвард Григ — крупнейший норвежский композитор. До нас дошли четыре Норвежские рапсодии, симфонические поэмы «Карнавал норвежских художников», «Карнавал в Париже», скрипичный и виолончельный концерты, три струнных квартета, романсы, а также две симфонии. Известно, что композитор написал ещё и Третью симфонию, но никому не удалось её услышать: во время ссоры первая жена Свенсена бросила единственный экземпляр партитуры в огонь. С супругой маэстро вскоре расстался и через 13 дней сыграл новую свадьбу. История сожжения рукописи — по мнению некоторых исследователей — вдохновила драматурга Генрика Ибсена на эпизод в пьесе «Гедда Габлер».
текст — Никита Курочко