Он — первый американец, чья музыка получила известность не только на родине, но и за ее пределами, прежде всего в Европе, и стала классикой национального музыкального искусства.
Американский композитор Эдуард Мак-Дауэлл писал музыку в духе европейских романтиков XIX века — Шумана, Листа, Грига, хотя родился в один год с последним представителем этого направления, Малером, завершившим эпоху музыкального романтизма в Европе. Поэтому его творчество воспринимается в хронологическом плане слишком традиционным и старомодным, кажется как бы искусством вчерашнего дня. К тому же в период его художественного становления уже рождались новые музыкальные течения — импрессионизм, затем экспрессионизм и другие, но он словно не замечал их и постоянно обращался к прошлому, в чем, как ни странно, была своя логика. Представитель молодой, только нарождавшейся национальной композиторской школы не мог сразу откликнуться на последние веяния в искусстве, ему было необходимо освоить предыдущий этап развития музыки — романтический, чтобы открыть и указать дорогу новым поколениям своих соотечественников, что и произошло в следующем, ХХ веке. Появившиеся вслед за ним Айвз, Гершвин, Копленд, Кейдж, Бернстайн и другие, не говоря уже об огромной армии самобытных голливудских кинокомпозиторов и величайших американских джазменов, уже не только были на уровне мирового музыкального мейнстрима, но часто стояли в его первых рядах.
Вероятно, именно этим объясняется то, что талантливый 16-летний уроженец Нью-Йорка, учась в Парижской консерватории у знаменитого мэтра Антуана Мармонтеля, воспитавшего Бизе, Дебюсси и других гениальных авторов, оказывается совершенно чужд и глух к последним новинкам французской музыкальной моды, в частности — к импрессионизму. Его тянет в более традиционную консервативную Германию, где он увлекается творчеством немецких романтиков — Шумана, Брамса, а в Веймаре в 1883 году знакомится с гениальным венгерским пианистом и композитором Листом, который оказывает поддержку молодому американцу и одобряет его творчество. Известность Мак-Дауэлла неуклонно растет и вскоре достигает Америки, куда его впоследствии приглашают (1888). На родине он получает широкое признание как один из ведущих композиторов США, глава национальной композиторской школы. Его произведения исполняют лучшие оркестры страны, в том числе Бостонский под руководством знаменитого маэстро Артура Никиша. Композитор часто обращается к творчеству американских поэтов, одним из первых, в «Индейская сюите», использует традиционный песенный фольклор. Его назначают руководителем первой в Америке музыкальной кафедры при Колумбийском университете Нью-Йорка и членом недавно созданной Американской академии искусств и литературы.
Музыка композитора, написанная в традициях романтизма, отличается красотой, лиричностью, повествовательностью, часто навеяна образами природы и окружающего мира. В ней преобладают циклы небольших пьес, обычно с программными поэтическими названиями — «Идиллии Новой Англии», «Морские сцены», «Рассказы у камина» и т. д. Особую популярность получила пьеса Мак-Дауэлла «К дикой розе» из цикла «Лесные эскизы», хотя у него есть и более крупные сочинения лирико-драматического склада –2 фортепианных концерта, 2 оркестровые сюиты и несколько симфонических поэм. Но после довольно ранней смерти композитора они почти перестают исполняться. Он умер в 47 лет от сильного нервного расстройства в связи с увольнением из университета, начальство которого не одобрило его новаторскую преподавательскую работу и лишило звания профессора. В этом плане американский композитор, спустя полвека, буквально повторил судьбу своего кумира Шумана, умершего почти в таком же возрасте и тоже от психической болезни. И подобно Кларе Вик, намного пережившей своего гениального мужа и пропагандировавшей его творчество до конца жизни, вдова Мак-Дауэлла — Мэриан — через год после его кончины основала в своем загородном доме на севере США Летнюю артистическую резиденцию для молодых художников, писателей и музыкантов, которая функционирует до сих пор. За 100 с лишним лет существования через нее прошли тысячи молодых талантов, в т. ч. будущие обладатели «Грэмми», «Оскара» и других престижных премий и наград. Так, Аарон Копленд работал там над своей сюитой «Весна в Аппалачах», Леонард Бернстайн закончил свою знаменитую мессу, а супруги Дюбоз и Дороти Хейворд написали пьесу «Порги и Бесс», ставшую вскоре оперой Гершвина. Таковы замечательные плоды творчества первого американского романтика, интерес к которому сейчас заметно растет.
Текст — Анатолий Лысенков.