Гениальный австрийский дирижер-самоучка
Один из крупнейших европейских дирижеров XX века Карл Бём — последний представитель классической австро-немецкой школы дирижирования, которую заложили Малер, Бюлов, Вальтер, Клемперер и другие. Наряду со старшими коллегами –Фуртвенглером и Рихардом Штраусом — ему пришлось стать свидетелем прихода к власти нацистов и работать в создавшихся условиях. Но благодаря своему искусству он сумел преодолеть последствия этих трагических событий и соединить традиции великих предшественников с современным исполнительством.
Бём родился в Граце, втором по величине, после столицы, городе Австрии и пошел по стопам отца-юриста, получив степень доктора права в Грацском университете. Но его с детства влечет музыка, и параллельно с учебой он занимается ею частным образом, в том числе у известных педагогов Венской консерватории Адлера и Мандычевского. Официальный музыкальный диплом ему заменяют посещения живых репетиций и концертов в оперных театрах Вены. Отслужив в армии во время Первой мировой войны, Карл начинает собственную дирижёрскую карьеру, сначала в опере родного Граца, затем, благодаря содействию Бруно Вальтера, в Мюнхене, потом в Дармштадте, Гамбурге и, наконец, в 1934 году возглавляет оперный театр Дрездена. Одновременно Бём дебютирует в Вене с «Тристаном и Изольдой» Вагнера.
Большую роль в жизни музыканта играет знакомство и дружба с Рихардом Штраусом, к тому времени уже президентом Имперской музыкальной палаты третьего рейха. Бём ставит в Дрездене его оперы «Молчаливая женщина» на либретто Стефана Цвейга, сразу же снятую со сцены из-за еврейского происхождения либреттиста, и «Дафну», которую автор посвятил дирижёру. Затем, уже во время войны, Бём руководит Венской оперой, но после краха гитлеровской Германии покидает пост в связи с законом о денацификации. Возвратится он туда лишь через 10 лет и продирижирует спектаклем «Фиделио» Бетховена на открытии нового здания театра, разрушенного бомбежками в 1945 году.
После войны начинается подлинная успешная карьера дирижера. Он выступает во многих странах и городах мира, в том числе и в Москве, сотрудничает с лучшими оркестрами (Венский и Лондонский филармонические) и театрами Европы (Ковент-Гарден) и Америки (Колонн, Метрополитен), участвует в Зальцбургском и Байройтском международных фестивалях. В 1964 году, по случаю 70-летия маэстро, ему присваивают единственное в своем роде звание «Первый генерал- мюзик-директор Австрии». В его репертуаре главным образом произведения Моцарта, Бетховена, Вагнера, Штрауса, Брукнера, но есть и сочинения других композиторов. Его пластинки выходят одна за другой огромными тиражами. В 1974 году Карл Бём записывает все симфонии Моцарта, дважды получает музыкальную премию «Грэмми». Мемуары дирижёра «Я всё прекрасно помню» (Ich erinnere mich ganz genau) переведены на несколько языков.
Последние в своей жизни гастроли в 1980 году Бём проводит в Японии с Венской оперой, где дирижирует «Ариадной на Наксосе» Рихарда Штрауса. Незадолго до смерти он участвует в записи фильма-оперы Гёца Фридриха «Электра». Дирижер скончался в Зальцбурге, на родине горячо любимого им Моцарта, не дожив всего двух недель до собственного 87-летия. Но похоронен он в своем родном Граце.
Семь фактов о дирижёре:
Бём был женат на оперной певице Тее Линхард. Их единственный сын Карлхайнц стал актёром, снявшись более чем в 40 фильмах. Он озвучивал партию чтеца в отцовской записи «Пети и Волка» Прокофьева (1975). Бём-младший прожил ровно 86 лет, как и его отец, и умер тоже в Зальцбурге.
В январе 1943 года Бёма наградили орденом «Крест «За военные заслуги», который учредил Гитлер для невоевавших на фронте. Этой же награды были удостоены другие известные «тыловики» — Мюллер, Вольф, Кальтенбруннер и Шелленберг, прекрасно сыгранные в «17 мгновениях весны» Броневым, Лановым, Жарковским и Табаковым.
В 1974 году Венский Филармоникер под управлением Карла Бёма записал на пластинку Концерты Моцарта — № 10 для двух и № 27 для одного фортепиано с оркестром. В первом из них солировали Эмиль Гилельс и его дочь Елена, во втором Эмиль Гилельс.
В своих мемуарах «Я помню всё» Бём признавался: «Если бы однажды в мою дверь вошел Бетховен, я бы низко ему поклонился. Но если бы вошел Моцарт, я упал бы на пол без чувств».
В той же книге дирижер так оправдывает свою работу в 30-40 годы двадцатого века: — «Я должен был кормить семью, а контрактов в Лондоне или Америке никто мне не предлагал. Как бы я там зарабатывал на жизнь? Другие, те, кто эмигрировал, были обеспечены куда лучше, чем я, голодавший на родине. Им не пришлось переносить бомбёжки, и у них была работа».
В пьесе современного немецкого драматурга Патрика Зюскинда «Контрабас» главный герой-музыкант говорит: «В те времена тоже писали музыку, ведь она не прекращается никогда. Наш Карл Бём, к примеру, он ведь был тогда в расцвете лет. Или Караян. Ему аплодировали даже французы в оккупированном Париже». Этот прекрасный моноспектакль в Москве замечательно играли два Константина — Райкин и Хабенский.
Слово Böhm в переводе с немецкого означает монету в десять пфеннигов. И такая фамилия очень распространена в немецкоязычных странах. В 1991 году, к 10-летию смерти дирижера, в Австрии была выпущена юбилейная монета стоимостью в 500 шиллингов, содержащая 24 грамма серебра 925 пробы. К его же 100-летию была выпущена почтовая австрийская марка за 7 шиллингов.
Текст: Анатолий Лысенков