Он соединил музыкальные традиции США с европейскими приемами композиции, создав на их основе множество замечательных произведений, ставших национальной классикой Америки.
Перенести европейские музыкальные жанры на американскую почву пытались в ХХ веке, и даже раньше, многие талантливые композиторы, в первую очередь такие яркие и самобытные, как Айвз и Гершвин. Но каждый из них осваивал и развивал преимущественно одно какое-то направление: первый — авангардное, второй — джазовое. А вот Копленду удалось совместить в своем творчестве не только обе эти линии, но и многие другие, в частности симфонизм, атональность, додекафонию — с одной стороны; фольклор, танцевальность, бытовые темы и ритмы — с другой. В результате он создал целый ряд произведений в самых разных жанрах — от опер и балетов до симфоний и киномузыки, признанных американской музыкальной классикой.
Как и большинство его сограждан, он происходил из семьи европейских эмигрантов — литовских евреев по фамилии Каплан, изменивших ее на американский лад, но сам Копленд узнал об этом лишь в конце жизни. Его родители, владельцы магазина в Бруклине, и не помышляли о музыкальной карьере сына, который проявил огромный интерес к музыке и после школы, в 15 лет брал частные уроки композиции и фортепиано. Достигнув в этом деле определенных успехов, он даже играет на различных вечеринках, а затем получает разрешение на поездку в парижское предместье Фонтенбло, где после 1-й мировой войны открыли специальную консерваторию для американских студентов. Во Франции юноша три года обучается у знаменитой Нади Буланже — ученицы Форе и близкой знакомой Стравинского, у которой позже занимались Баренбойм, Гласс, Легран, Мийо, Пьяццолла и многие другие известные музыканты. Но когда к ней в 1927 году обратился еще один гениальный американец — Гершвин, она отказала ему: «Я ничему не смогу вас научить».
Пройдя у Буланже отличную композиторскую школу, Копленд возвращается домой с желанием воплотить полученные за океаном знания на родной почве, и ему это вскоре удается. Первые же его произведения 20-х годов — симфония для органа, посвященная любимой учительнице и ею же впервые исполненная, фортепианный концерт и другие свидетельствуют об огромной самобытности автора, его стремлении соединить передовые европейские технологии с национальными мотивами и образами. Особенно это становится заметно в его следующих, зрелых сочинениях — балетах «Билли-Кид» и «Родео», оркестровых пьесах «Мексиканский салон», «Портрет Линкольна» и «Фанфары для простого человека», где он напрямую обращается к темам и героям Америки и непосредственно цитирует американские народные мелодии. В те же годы Копленд сотрудничает с Голливудом, и почти все его киноработы выдвигаются на премию «Оскар», а получает он ее за музыку к фильму «Наследница». Вершина этого периода и всего творчества композитора — прекрасный балет «Весна в Аппалачах», рисующий яркий и поэтичный пейзаж одного из красивейших мест США и напоминающий по своему характеру и настроению знаменитый «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского.
Великая депрессия и 2-я мировая война не проходят мимо политических взглядов композитора, сделав его, как и большинство американцев, сторонником левых идей. Реакцией на это стали репрессии правительства в 50-х годах прошлого века, когда из Америки были высланы Чарли Чаплин и другие прогрессивные деятели культуры. Попал в «черные списки» и Копленд, побывавший еще до войны в Мексике и подружившийся там с художником-коммунистом Диего Ривера. Кстати, почти одновременно с ним в этой стране работал и советский режиссер Сергей Эйзенштейн, снимавший фильм о мексиканской революции. К счастью, Копленду удается доказать свою лояльность государству, и его оставляют в покое.
Остаток жизни он посвятил дирижированию, записав на пластинки почти все свои оркестровые произведения, а сочинять перестал в начале 70-х. Свой прах 90-летний композитор завещал развеять рядом с музыкальным центром «Тэнглвуд» под Бостоном, где он много лет преподавал в Летней школе, организованной руководителем Бостонского симфонического оркестра Сергеем Кусевицким. В числе его учеников и почитателей оказался будущий знаменитый дирижер Леонард Бернстайн, ставший активным пропагандистом и постоянным исполнителем сочинений Копленда. Прочитанные им лекции, а также его многочисленные газетные статьи собраны в нескольких книгах, посвященных различным проблемам музыкального искусства.
Текст — Анатолий Лысенков.