Карен Хачатурян — представитель знаменитой творческой династии, давшей советскому искусству ряд замечательных деятелей музыки и театра.
Его часто путают со знаменитым дядей Арамом, автором легендарных балетов «Спартак» и «Гаяне». Но он написал другой, не менее известный балет — «Чиполлино», который иногда называют «Спартаком для детей», поскольку действие там тоже происходит в Италии, и главный, хотя и сказочный, герой борется за свободу и справедливость народа. Однако, в отличие от создателя популярного «Танца с саблями», его племянник родился и всю жизнь прожил в Москве и практически не имел прямых связей с национальным искусством своей исторической родины, на которое широко опирался его великий родственник. Так, он впервые посетил Армению уже сложившимся 30- летнем мужчиной и в своем творчестве был ближе к традициям русской и европейской музыкальной классики, почерпнутым у его выдающихся учителей — Мясковского, Шостаковича, Шебалина. Более того, Хачатурян — младший порой обращался к музыке других, весьма экзотических стран и народов. В частности, ему принадлежат Государственные гимны двух государств — Сомали и Занзибара.
Его отец, старший из детей тбилисского армянина Егия (Ильи) Хачатуряна, перебрался в Москву еще до революции и стал здесь одним из соратников театрального реформатора Станиславского, режиссером 1-й студии при созданном им МХАТе. Их гостеприимный дом на Арбате посещает вся столичная богема 20-х годов прошлого века, в том числе Сарьян, Фаворский, Лентулов, Гиацинтова, а также вскоре к ним присоединяется и младший брат главы семейства, начинающий композитор Арам Ильич. Под его влиянием маленький Карен тоже начинает занятия музыкой, сначала в школе имени Гнесиных, а затем в училище при Московской консерватории, сразу по двум специальностям — фортепиано и композиции. Помимо этого, огромное влияние на талантливого юношу оказывают иностранные музыканты, гастролирующие в СССР — Клемперер, Коутс, Сигети, а также вернувшийся на родину Прокофьев, который становится одним из его кумиров. Однако, дальнейшее обучение прерывает война, во время которой он служит в армейском ансамбле песни и пляски, и только после ее окончания продолжает занятия в консерватории, куда был принят еще в 1941 году. Первые же сочинения молодого студента обращают на себя внимание слушателей, коллег и педагогов, прежде всего Шостаковича. Так, его скрипичная соната получает 1-ю премию на молодежном фестивале в Праге и входит в репертуар Ойстраха, Когана, Хейфеца и других замечательных скрипачей. В 1950 году он пишет музыку к новогоднему мультфильму «Когда зажигаются ёлки», с которой начинается его многолетнее плодотворное сотрудничество с кино, а затем и с театром.
Хачатурян активно работает в самых разных жанрах, от песен и хоров героико -патриотического стиля до симфоний, квартетов, ораторий и даже оперетты. Он всегда стремится создать интересное музыкальное повествование, рассказать какую-то захватывающую звуковую историю, наполненную «живыми» образами и почти зримыми событиями. Эта тяга к театральности, «реальности» музыки у него, безусловно, от отца-режиссера. Поэтому так ярко и рельефно воспринимаются его саундтреки из фильмов «Ждите писем», «Семь нянек», «Выстрел» и первого советского «ужастика» «Вий», положенного в основу 2-й симфонии композитора. Озвученная им популярная спортивная мульти-трилогия — «Необыкновенный матч», «Старые знакомые» и «В гостях у лета» — о соревновании честных, хороших спортсменов и их соперников-хулиганов, почти вся идет на непрерывном музыкальном фоне, а это — ни много ни мало — почти целый час экранного времени. Столь же яркое звуковое сопровождение в его знаменитом мультике «Чиполлино» стало материалом для одноименного балета по сказке ровесника музыканта, итальянского писателя Джанни Родари. Этот спектакль, удостоенный Госпремии, обошел многие театральные сцены нашей и ряда других стран и по сей день является украшением современного детского балетного репертуара. Был даже случай, когда на эту замечательную музыку поставили совсем другое литературное произведение, однако композитор вовремя обнаружил и пресек эту идею.
До конца своей жизни Карен Суренович сохранял небывалую творческую активность, непрерывно работая почти до 90 лет, в том числе и профессором в своей родной альма-матер, где вел класс инструментовки с 1952 года. Если прибавить сюда время его учебы в Московской консерватории, то общий стаж пребывания Хачатуряна в прославленном вузе составит фантастическую цифру — 70 лет! Среди сотен учеников, овладевших там под его руководством тайнами оркестровки — такие мастера, как Шнитке, Губайдулина, Александр Чайковский и многие другие. А ведь он имел еще массу общественных должностей, состоял в различных культурных организациях, входил в жюри многих международных конкурсов и т. д. Композитор похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом со своими родителями и женой, которую он пережил на 7 лет.
Текст — Анатолий Лысенков.