Фрицу Вундерлиху было отпущено всего 36 — и то неполных — лет жизни, а карьера продлилась лишь 10, тем не менее он стал одним из лучших теноров ХХ века.
Его фамилия происходит от немецкого слова «чудо» и переводится как чудесный, чудодейственный, причудливый. (Отсюда, кстати, вундеркинд, то есть чудо-ребенок.) И действительно, его голос производил на публику именно такое, магическое и чарующее впечатление. В нем ощущались одновременно и теплота, и нежность, и лиричность, и обаяние, и мягкость, и переливчатость, и звонкость, и доверчивость, и страстность, и многое другое. При этом он был очень эффектен внешне, слегка напоминая «чешского соловья» Карела Гота, но при этом начисто лишен какого-либо преувеличения, излишнего пафоса, патетики, экзальтации и прочих театральных атрибутов, присущих большинству оперных — особенно, теноровых — исполнителей. Услышав его только раз, забыть уже было невозможно никогда. Но, увы, отпущено ему было на этой земле слишком мало. Он не дожил не только до 37 лет — рокового возраста для множества гениев искусства, но даже не дотянул буквально каких-то 9-ти дней до своего 36-летия, как и любимый им Моцарт. Впрочем, причины ранней смерти гениальных людей все же очень разные. Чаще всего они уходили по естественным причинам. Вундерлих же погиб по нелепой случайности — упал с лестницы и разбился.
Родители певца, профессиональные музыканты — хормейстер и скрипачка — поработали во многих странах, даже в России, но осели после 1-й мировой войны в маленьком немецком Кузеле на юго-западе Германии, недалеко от французской границы. Их младший сын, второй ребенок в семье, с детства был связан с музыкой, но в 5 лет лишившись отца, покончившего собой из-за долгов и преследования пришедших к власти нацистов, вынужден был с ранних лет помогать матери, играя в небольших ансамблях на танцах, вечеринках. В годы Второй мировой войны, он заканчивает гимназию, поет в школьном хоре и там обнаруживает свой отличный голос, а уже после падения гитлеровского режима и создания ФРГ поступает в недавно открытую Высшую музыкальную школу города Фрайбурга, где учится на валторниста и певца. Вскоре вторая специальность окончательно побеждает, и талантливый студент начинает петь в спектаклях, на концертах, по радио. В год окончания учебы он уже солист Штутгартской оперы, в репертуаре которого теноровые партии в старинных, классических и современных спектаклях. Славу молодому певцу делают, прежде всего, моцартовские герои — в «Волшебной флейте», «Так поступают все», «Похищении из сераля». Затем к ним прибавится и «Дон Жуан», но это произойдет уже на сценах Мюнхена, Вены, Лондона, Зальцбурга и других крупных музыкальных центров, которые один за другим покоряет молодой тенор.
Другая сфера его вокальных достижений — песни Шуберта, Шумана, Бетховена, арии из оперетт Легара, Целлера, Штрауса, а также популярные эстрадные и народные мелодии, которые в его исполнении звучат настолько проникновенно, что, кажется, написаны специально для него. Не менее глубокое воздействие на слушателей оказывают и сольные партии, спетые им в крупных хоровых произведениях — баховских «Страстях», моцартовском Реквиеме, бетховенской «Мессе», гайдновских ораториях. Многие из них записаны на пластинки и дают реальное представление о магически — волшебном голосе исполнителя. Несколько особняком стоит в этом ряду партия Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, исполняемая, как и большая часть репертуара певца, на родном немецком языке. Так же, собственно, он поступал и с операми итальянских композиторов Верди, Россини, Доницетти. Но даже в истинно русском образе пушкинского героя, казалось бы, весьма далекого от сферы его главных интересов, артист воспринимается и смотрится — есть полная видеозапись этой оперы — достаточно убедительно и органично.
С начала 60-х Вундерлих был необычайно востребован крупнейшими дирижерами мира, с ним охотно сотрудничают Бем, Караян, Мета, Клемперер и другие. Он получает престижное звание оперного каммерзингера, становится лицом — и голосом! — одной из лучших звукозаписывающих фирм «Граммофон», входит в зал славы знаменитого одноименного музыкального журнала. В те же годы Фриц женится и создает счастливую семью. Но все это трагически обрывается в один момент. Заядлый охотник получает приглашение поохотиться в лесу на юге страны и падает с лестницы охотничьего домика. А ведь ему оставалось всего лишь чуть больше недели до 36-го дня рождения и буквально месяц до дебюта в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера».
Текст — Анатолий Лысенков.