Шварцкопф Элизабет

09.12.1915 – 03.08.2006
  • Великобритания
  • Германия
Элизабет Шварцкопф называли примером феноменальной работоспособности. Тяга к пению была у Элизабет с детства. В родном Яроцине будущая певица нередко участвовала в постановках студентов гимназии, где преподавал отец. Занятия музыкой продолжались все юные годы, а в 19 лет Элизабет поступает в Высшую музыкальную школу в Берлине. Это решение чуть не стало роковым.
Преподавательница, певица Лула Мыш-Гмайнер решает, что её ученица прирождённое меццо-сопрано. Спустя два года изнуряющих и неуспешных занятий, другие педагоги выясняют, что у Шварцкопф вовсе другой голос — колоратурное сопрано! Такое открытие сильно облегчает развитие вокальной техники. Элизабет не ограничивается уроками пения, но также осваивает игру на фортепиано и альте, поёт в хоре и участвует в камерных ансамблях.
Артистка дебютирует вскоре после завершения обучения. Берлинская городская опера просит за сутки подготовиться к небольшой партии в «Парсифале» Вагнера. После выступления Шварцкопф принимают в труппу, но более года доверяют ей лишь второстепенные роли. Выйти на первый план помогает певица Мария Ифогюн, которая услышала Шварцкопф в «Кавалере роз» и высоко оценила исполнение. Ифогюн даёт Элизабет уроки, в которых не только делится тонкостями техники, но и приоткрывает секреты «большой сцены». Занятия дают плоды: Шварцкопф получает контракт от Венской оперы.
Однако покорение сцены приходится отложить: у певицы обнаруживают туберкулёз, бороться с которым пришлось полтора года. После выздоровления карьера Шварцкопф развивается стремительно. В кротчайшее время певица исполняет сразу несколько сложных партий: Недды в «Паяцах», Джильды в «Риголетто», Марцелины в «Фиделио». В конце 1940-х Шварцкопф участвует в Зальцбургском фестивале, гастролирует в лондонском «Ковент-Гарден». В королевском театре певица будет выступать часто: в начале 1950-х она переедет в британскую столицу и станет подданной Британии. Именно там Шварцкопф познакомится с Николаем Метнером и запишет на пластинку его романсы.
В это же время приходит всеобщее признание Шварцкопф. Её приглашают выступить на лучших сценах и принять участие в самых разных постановках. Певица едет на первый послевоенный Байройтский фестиваль, где солирует в Девятой симфонии Бетховена и исполняет партию Евы в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера. Затем по настоянию Стравинского отправляется в Венецию, где в роли Энн участвует в премьере оперы Игоря Фёдоровича «Похождение повесы». Следом выступает в Ла Скала, где предстает в роли Мелизанды в день пятидесятилетнего юбилея оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». В миланском театре Шварцкопф исполняет одну из эталонных своих ролей — Маршальшу в «Кавалере роз». Затем певица покоряет не только Европу, но и Соединеннные Штаты Америки.
Параллельно с успехом в масштабных постановках Шварцкопф высоко оценивают в качестве камерной исполнительницы. В репертуаре певицы произведения Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Вольфа и других композиторов. С певицей записываются Вильгельм Фуртвенглер, Эдвин Фишер, Вальтер Гизекинг, Глен Гульд.
Спустя несколько лет после завершения карьеры в 1979 году стало известно, что Шварцкопф состояла в партии НСДАП, принимала участие в концертах, организованных национал-социалистами, пела перед войсками во время Второй мировой. Долго время певица отрицала этот факт, но историки доказали обратное. Пришлось сознаться. В письме газете Нью-Йорк Таймс Шварцкопф оправдывалась тем, что без партбилета мечту стать певицей пришлось бы забыть.
Никита Курочко