Он вырос и сложился как художник в СССР, став одним из признанных музыкантов страны, но при этом развил и продолжил традиции русского искусства предшествовавших эпох.
Его родители, простые москвичи — переплетчик в типографии и домохозяйка — не имели отношения к музыке, но всячески поддерживали талант сына, проявившийся очень рано. В 9 лет они отдают мальчика в районную музыкальную школу, ныне носящую имя Прокофьева, где он уже начинает сочинять, в т. ч. и свою первую оперу «Сказка о попе и работнике его Балде» по Пушкину. Начавшаяся война прерывает занятия, вынуждая юношу зарабатывать на жизнь службой в Академии имени Фрунзе. Но всего через 2 года он поступает в училище при Московской консерватории, а после его окончания становится ее студентом по классу композиции профессора Голубева, у которого учились также Шнитке, Эшпай, Николаева и другие известные музыканты. Дипломной работой начинающего автора стала симфоническая поэма «Молодая гвардия» по недавно написанному роману Фадеева, и этот интерес к отечественной литературе он сохранит на всю жизнь. Однако первые успехи композитора связаны, прежде всего, с вокальной музыкой. Одна за другой появляются его «Песня о Ленине», «Песня молодых», «Песня дружбы» и другие, выдержанные в героико-патриотическом ключе и воспевающие социалистическую действительность, песни, которые удостаиваются различных премий и наград, в частности — на международных фестивалях молодежи и студентов в Москве и Вене. Их исполняют лучшие певцы Страны Советов — Архипова, Ведерников, Магомаев и другие. Но Холминова тянет к более серьезным и крупным жанрам, особенно к оперному, который вскоре становится определяющим в его творчестве.
В 1964 году он завершает оперу «Оптимистическая трагедия» по широко известной пьесе Вишневского на историко-революционную тему, над которой трудился 5 лет и которая обошла 20 театральных сцен, включая Большой и Кировский (Мариинский) театры. По опере позже был снят телефильм, ставший своеобразным музыкальным откликом на знаменитую экранизацию этого драматического произведения с участием советских кинозвезд — Тихонова, Володиной и Андреева. После нее Холминов еще 11 раз, на протяжении почти 30 лет, обращается к оперным сочинениям, и почти все эти работы, основанные на значительных литературных источниках, находят параллели с другими видами отечественного искусства. Так, в 70-е годы он создает для только что открывшегося Московского камерного театра Покровского ряд одноактных опер по Гоголю и Чехову, в том числе «Шинель» и «Свадьбу», которые имеют гениальные аналоги в советском кино. Его опера «Чапаев» по роману Фурманова, безусловно, навеяна одноименным киношедевром 30-х годов, а «Братья Карамазовы» по Достоевскому — знаменитым кинохитом Пырьева с Ульяновым в роли Митеньки. Ну, а одна из последних опер Холминова «Сталевары» по пьесе Бокарева с таким же названием напрямую ассоциируется с мхатовским спектаклем Олега Ефремова, который, собственно, и вдохновил драматурга на ее создание.
Помимо оперного жанра, композитор обращается также к крупным симфоническим и вокально-хоровым произведениям, пьесам для различных инструментов, музыке для детей и кино. Наибольшую известность среди них получили саундтрек к фильму «Председатель» с тем же Михаилом Ульяновым в главной роли и кантата «Ради жизни на земле» на стихи советских поэтов, удостоенная Государственной премии. Интересно, что под таким же названием, взятым из крылатой строфы Твардовского, сейчас проводятся различные конкурсы, фестивали и другие патриотические акции, посвященные антивоенной тематике и борьбе за мир. Народный артист СССР, обладатель почетных орденов и медалей нашей страны, многолетний секретарь композиторской организации Александр Холминов прожил долгую и счастливую жизнь и даже отметил свой 90-летний юбилей. Однако после распада Советского Союза он на протяжении почти полутора десятков лет ничего не сочинял — его последние работы помечены концом прошлого века. Он умер в 2015 году и похоронен на Хованском кладбище Москвы, где также покоятся пианисты Лев Наумов, Алексей Скавронский, певица Лидия Давыдова и другие выдающиеся отечественные музыканты.
Текст — Анатолий Лысенков