Наибольшую популярность Гии Канчели принесла музыка к фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза», но весь мир знает его, прежде всего, как автора крупных оркестровых и хоровых сочинений.
Он входит в число самых значительных композиторов нашего времени. Им написаны 7 масштабных симфоний, опера и десятки других крупных вокальных и инструментальных произведений, которые признаны классикой современного музыкального искусства и исполняются лучшими оркестрами и солистами академического жанра. При этом ему не составляет труда при случае написать простую и понятную любому слушателю песню или танец, что встречается преимущественно в его музыке для театра и кино. Такова, например, знаменитая «Чито-гврито» («Птичка-невеличка») из фильма «Мимино», получившая широчайшую известность. Но сам он в детстве не думал стать музыкантом, а мечтал работать продавцом хлебного магазина — ведь это были тяжелые и голодные годы войны. Впрочем, интерес к музыке у него был и тогда. Закончив среднюю школу, Гия пытался поступить в музыкальное училище, но не сдал экзамены и пошел учиться на геолога в Тбилисский университет. Там юноша окончательно сознает свое истинное призвание и, оставив геологию, поступает на композиторский факультет консерватории имени Сараджишвили, которую оканчивает через 4 года, в возрасте 28 лет, что довольно поздно по музыкальным меркам. Но зато теперь он на всю жизнь связан со своим любимым делом.
Первые же работы молодого автора начала 60-х годов — концерт для оркестра, духовой квинтет, 1-я симфония и другие — вызывают огромный интерес и жгучие споры среди публики и коллег-музыкантов, что связано с их яркой образностью, новизной языка и самобытностью выражения. Однако, постепенно приходит понимание того, что появился большой и оригинальный талант, способный передать широчайший спектр чувств, мыслей и движений человеческой души — от внутреннего напряженного драматизма и острых конфликтных столкновений до тончайших лирических переживаний и абсолютного катарсиса. Темы жизни и смерти, вечного и настоящего, общего и индивидуального отражены в его многочисленных произведениях для оркестра, отдельных инструментов, хора, певцов и прочих исполнителей, которые варьируются в самых различных сочетаниях и комбинациях. Значительное место в его музыке занимают сочинения, посвященные великим творцам разных эпох — Баху, Микеланджело, Ноно, или написанные для конкретных солистов — Башмета, Кремера, Ростроповича. Часто они носят иностранные названия — латинские, английские, немецкие — что связано с отъездом Канчели после распада СССР за границу — в Германию, потом в Бельгию, где он и проживал почти до конца жизни.
Другая важнейшая составляющая его творчества — работа в театре и кино, продолжавшаяся более полувека. Им написана музыка почти к 80 фильмам, в том числе к знаменитым картинам его тезки и друга Георгия Данелия, а также ко многим спектаклям, поставленным на сценах ведущих театров страны — Вахтанговского, БДТ, Et Cetera, имени Руставели и других. Ему также принадлежат опера «Музыка для живых» и музыкальная комедия «Проделки Ханумы». Интересно, что с годами его продуктивность ничуть не спадала, а скорее даже наоборот — росла, несмотря на преклонный возраст и ослабленное здоровье. Он продолжал активно трудиться вплоть до самого конца своей жизни, уже перешагнув 80-летний рубеж. Его последние сочинения датированы 2017 годом, когда он уже был неизлечимо болен. Композитор скончался на родине, в Тбилиси, от сердечной недостаточности, так и не дожив до своего 85-летнего юбилея. За свою композиторскую деятельность Канчели удостоен многих высоких наград и званий, став народным артистом СССР и Грузии, обладателем премий «Ника» и «Триумф». Он похоронен в Дидубийском пантеоне, втором по значению, после знаменитой Мтацминды, мемориальном кладбище грузинской столицы, где покоятся многие его друзья и коллеги по искусству — дирижер Кахидзе, актриса Чиаурели, режиссер Чхеидзе и другие видные деятели национальной культуры республики.
Текст — Анатолий Лысенков.