Канчели Гия (Георгий) Александрович

Kancheli Gia

10.08.1935 – 02.10.2019
Канчели Гия (Георгий) Александрович
Наибольшую популярность Гии Канчели принесла музыка к фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза», но весь мир знает его, прежде всего, как автора крупных оркестровых и хоровых сочинений.
Он входит в число самых значительных композиторов нашего времени. Им написаны 7 масштабных симфоний, опера и десятки других крупных вокальных и инструментальных произведений, которые признаны классикой современного музыкального искусства и исполняются лучшими оркестрами и солистами академического жанра. При этом ему не составляет труда при случае написать простую и понятную любому слушателю песню или танец, что встречается преимущественно в его музыке для театра и кино. Такова, например, знаменитая «Чито-гврито» («Птичка-невеличка») из фильма «Мимино», получившая широчайшую известность. Но сам он в детстве не думал стать музыкантом, а мечтал работать продавцом хлебного магазина — ведь это были тяжелые и голодные годы войны. Впрочем, интерес к музыке у него был и тогда. Закончив среднюю школу, Гия пытался поступить в музыкальное училище, но не сдал экзамены и пошел учиться на геолога в Тбилисский университет. Там юноша окончательно сознает свое истинное призвание и, оставив геологию, поступает на композиторский факультет консерватории имени Сараджишвили, которую оканчивает через 4 года, в возрасте 28 лет, что довольно поздно по музыкальным меркам. Но зато теперь он на всю жизнь связан со своим любимым делом.
Канчели Гия (Георгий) Александрович
Первые же работы молодого автора начала 60-х годов — концерт для оркестра, духовой квинтет, 1-я симфония и другие — вызывают огромный интерес и жгучие споры среди публики и коллег-музыкантов, что связано с их яркой образностью, новизной языка и самобытностью выражения. Однако, постепенно приходит понимание того, что появился большой и оригинальный талант, способный передать широчайший спектр чувств, мыслей и движений человеческой души — от внутреннего напряженного драматизма и острых конфликтных столкновений до тончайших лирических переживаний и абсолютного катарсиса. Темы жизни и смерти, вечного и настоящего, общего и индивидуального отражены в его многочисленных произведениях для оркестра, отдельных инструментов, хора, певцов и прочих исполнителей, которые варьируются в самых различных сочетаниях и комбинациях. Значительное место в его музыке занимают сочинения, посвященные великим творцам разных эпох — Баху, Микеланджело, Ноно, или написанные для конкретных солистов — Башмета, Кремера, Ростроповича. Часто они носят иностранные названия — латинские, английские, немецкие — что связано с отъездом Канчели после распада СССР за границу — в Германию, потом в Бельгию, где он и проживал почти до конца жизни.
Другая важнейшая составляющая его творчества — работа в театре и кино, продолжавшаяся более полувека. Им написана музыка почти к 80 фильмам, в том числе к знаменитым картинам его тезки и друга Георгия Данелия, а также ко многим спектаклям, поставленным на сценах ведущих театров страны — Вахтанговского, БДТ, Et Cetera, имени Руставели и других. Ему также принадлежат опера «Музыка для живых» и музыкальная комедия «Проделки Ханумы». Интересно, что с годами его продуктивность ничуть не спадала, а скорее даже наоборот — росла, несмотря на преклонный возраст и ослабленное здоровье. Он продолжал активно трудиться вплоть до самого конца своей жизни, уже перешагнув 80-летний рубеж. Его последние сочинения датированы 2017 годом, когда он уже был неизлечимо болен. Композитор скончался на родине, в Тбилиси, от сердечной недостаточности, так и не дожив до своего 85-летнего юбилея. За свою композиторскую деятельность Канчели удостоен многих высоких наград и званий, став народным артистом СССР и Грузии, обладателем премий «Ника» и «Триумф». Он похоронен в Дидубийском пантеоне, втором по значению, после знаменитой Мтацминды, мемориальном кладбище грузинской столицы, где покоятся многие его друзья и коллеги по искусству — дирижер Кахидзе, актриса Чиаурели, режиссер Чхеидзе и другие видные деятели национальной культуры республики.
Текст — Анатолий Лысенков.