Он никогда не покидал родную Баварию, даже при нацистах, запрещавших его музыку, выражавшую протест против их режима и веру в идеи социализма.
Он родился и почти всю жизнь провел в Мюнхене и его окрестностях. Его отец — художник прочил эту же профессию своим четырем сыновьям. Однако младший, Карл Амадей, выбрал музыку, которой увлекался с детства, совпавшего с I мировой войной. После ее окончания он становится свидетелем создания Баварской советской республики, просуществовавшей всего год, и Пивного путча фашистов, разогнанного полицией. Эти события делают его ярым сторонником социалистических идей, которым он остался верен до конца жизни. Закончив Мюнхенскую школу искусств в 1927 году, молодой музыкант сочиняет в основном камерные произведения для голоса, фортепиано и других инструментов, затем обращается и к крупным формам — опере, симфонии, концерту, причем сразу же откликается в них на важнейшие явления современной жизни. Так, первая его большая симфоническая пьеса «Мiserae», написанная после прихода к власти фюрера, посвящена узникам только что появившихся в стране концлагерей, в частности Дахау, расположенного всего в 16 км от Мюнхена. В авторском посвящении партитуры говорится: «Мои друзья, которым пришлось умереть тысячу раз, которые спят вечно — мы не забудем вас». В финале «Траурного» скрипичного концерта, созданного в год захвата Гитлером Чехословакии, звучит русская революционная песня «Вы жертвою пали». А в симфонии Гимнов, появившейся уже во время II мировой войны, композитор обращается к другой русской мелодии — «Дубинушке». Однако все эти и другие произведения исполнялись нечасто, и только за рубежом, в основном в нейтральной Швейцарии, так как в Германии их автор был под запретом и жил с семьей вдали от города на озере Штамбергер-Зее в доме своих родителей, почти не появляясь на публике, что и сохранило ему жизнь.
Зато после падения фашизма Хартманн получает полное признание и возможность легально работать. Уже в самом конце войны он пишет фортепианную сонату «27. Апрель. 1945» — это дата провозглашения Австрийской республики, только что освобожденной советскими войсками. Он вновь обращается к своим сочинениям 30-40 годов, переделывая и редактируя их в соответствии с мирными условиями жизни, дает новую нумерацию своим прежним симфониям и сочиняет следующие. Почти всем им свойственны глубокий драматизм, острота и напряженность звучания, сложность музыкального языка, богатство развития образов. Всего у него 8 произведений в этом жанре, и он по праву считается крупнейшим немецким симфонистом ХХ века, продолжателем национальных симфонических традиций Брукнера, Малера, Шенберга, Хиндемита и других авторов. Кроме того, ему принадлежат несколько опер, большая часть которых, правда, не были завершены. Композитор после войны также создает арт — фестиваль Musica Viva, существующий и поныне, где звучат произведения молодых композиторов Европы и демонстрируются работы современных художников и скульпторов. Еще он преподает в своей мюнхенской альма-матер, где учился сам, и даже служит одно время консультантом Баварской оперы. В числе его учеников классик современной немецкой музыки Ханс Вернер Хенце, завершивший ряд сочинений своего учителя. Хартману присвоено много почетных наград и премий, национальных и зарубежных — все они подтверждают верность композитора своим идеям и способность служить им до конца. В 1963 году Хартманн умер и похоронен в Мюнхене на «Лесном кладбище» Вальдфридхоф.
Текст — Анатолий Лысенков.