Бас Владимир Маторин. Чудо-богатырь русской оперы
Владимир Маторин почти полвека поёт басовые партии в операх русских композиторов. Публика полюбила артиста за мощный голос, партнёры по сцене — за завораживающий артистический гипнотизм, импресарио -за былинную работоспособность, а гримёры — за ненакладную бороду. Вокалист ради партии Бориса Годунова перестал бриться, чтобы не играть, а проживать образ из музыкальной драмы Мусоргского.
Образ русского царя впервые примерил на себя на выпускном экзамене в Гнесинском институте (ныне РАМ имени Гнесиных). Рослый молодой человек из семьи военных с армейской пунктуальностью выпевал сложный музыкальный рисунок сольных сцен Бориса Годунова. Огромный голос явно не помещался в учебной аудитории. Владимира незамедлительно приглашают в труппу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Через полтора десятка лет, освоив практически весь басовый репертуар, он предъявит свою сценическую версию Годунова. Спектакль, приуроченный к 150-летию Мусоргского, мировая музыкальная общественность назовёт главным оперным событием сезона.
В начале 90-х артист дождался приглашения в Большой театр. В одной партии, пусть и великой оперы, его таланту тесно: Маторин убедителен и в других характерных ролях. В Метрополитен поёт Пимена и заставляет зал оцепенеть от духовного изнеможения и психологического напряжения. Артист потом рассказывал, что, приступив к работе над «Борисом Годуновым», стал ходить в церковь и присматриваться как правильно креститься и учился «считывать» святые лики на иконах.
В реконструированную постановку Андрея Тарковского в Ковент-Гардене Маторина безошибочно пригласили в начале 2000-х. Он исполнил партию разухабистого бродяги Варлаама. Певец, прочно ассоциирующийся на Западе с ролью Годунова, показал себя «универсальным солдатом». Армия его поклонников приумножилась. Спектакль в Баварской опере вывели на уличные мониторы. Люди с надувными матрасами, подстилками и термосами заполнили мостовую и внимательно слушали оперу на русском языке. Аналогичный успех был в Мадриде и Париже.
Где бы ни гастролировал Маторин, он спешил вернуться в Россию. В её малых городах у него особенная публика. Вторую по значимости титульную партию репертуара, Ивана Сусанина, Владимир Анатольевич исполнял в Ипатьевском монастыре Костромы, где и происходили исторические события, взятые в основу сюжета оперы Глинки. Прихожане сразу узнали звезду Большого театра, несмотря на заросшее щетиной лицо и крестьянский зипун. Всё дело в уникальном басе Владимира Маторина.