Ещё будучи аспирантом, Николай Петров не только много выступал на родине, но и стал одним из немногих советских артистов, дававших в эпоху холодной войны концерты за границей. Но в 1978-м, находясь на пике карьеры, пианист на пять лет стал «невыездным». Возобновив гастрольную деятельность, Петров сразу же становится всемирно признанным солистом, поражающим публику невероятным владением инструментом и мастерством создания яркого художественного образа.
А для коллег и всех знавших Петрова лично, он был образцом и в личностном плане. Будучи истинным интеллигентом, полиглотом (свободно владел французским, немецким, английским, итальянским и польским языками), широко образованным и интересующимся всем прогрессивным, он принципиально отстаивал свою гражданскую позицию, самоотверженно стремился донести до молодёжи понимание высокого искусства, боролся с невежеством и бескультурьем. С целью противостояния дурному вкусу и снижению культурного уровня, в 1995 году по инициативе Николая Петрова в содружестве с рядом крупнейших деятелей культуры (среди которых Дмитрий Лихачёв, Булат Окуджава, Элина Быстрицкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Игорь Моисеев, Фазиль Искандер, Пётр Тодоровский) была создана Российская Академия Искусства. Эта общественная организация, которую возглавил Н. Петров, объединила в своих рядах лучших деятелей российского искусства, авторитет и просветительская деятельность которых могли бы стимулировать развитие духовного и культурного потенциала нашей страны. С 1996 по 2006 год Николай Петров входил в состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Пианист был одним из авторов закона о меценатстве, который уже более десяти лет остаётся в разработках, хотя этот долгожданный для отечественных учреждений культуры закон давно необходим.
В 1998 году был основан Международный благотворительный фонд Николая Петрова, который дал путёвку в жизнь многим талантливым музыкантам. А созданный в 2000 году фестиваль «Кремль музыкальный» давал детям столько впечатлений, что не только участники, но и зрители концертов в Оружейной палате буквально преображались. Участие в фестивале и других программах фонда помогало творческому становлению молодых артистов ничуть не меньше, чем долгие годы учёбы. Главное влияние, конечно же, исходило от самого Петрова и атмосферы вдохновения и творчества, которыми были пронизаны все его начинания. К творческой свободе и принципиальности пианист призывал и своих учеников в Московской консерватории — с 1993 года Николай Арнольдович преподавал в своей Альма Матер.
В 1965-м, ещё будучи студентом, Николай Петров становится солистом Московской государственной филармонии. Вплоть до самой смерти пианиста, свыше 15 лет в Московской филармонии проводился именной абонемент пианиста «Играет Николай Петров». Уникальной особенностью абонемента было приглашение для участия в концертах молодых музыкантов, для которых патронат великого пианиста становился своеобразной путёвкой на большую сцену. Программы филармонического абонемента Николая Петрова всегда отличались разнообразием и изысканностью, ведь музыкант владел необъятным репертуаром (около 50 сольных программ и 55 концертов для фортепиано с оркестром), охватывающим практически всю фортепианную музыку, от позднего барокко до современности. Особым пристрастием Петрова было творчество Прокофьева, чьё фортепианное наследие практически полностью входило в репертуар пианиста (в частности, им записаны все фортепианные сонаты Прокофьева). Петров открыл слушателям многие сочинения композиторов XX века, много и с удовольствием играл музыку современников: Хачатуряна, Хренникова, Эшпая, Щедрина. «Как пианист он счастливо сочетает в себе высочайшие достижения мировой фортепианной культуры с российской мощью и размахом. Это производит на слушателей, особенно понимающих и взыскательных, очень сильное впечатление», — сказал о Петрове Геннадий Рождественский.