Зацепин Александр Сергеевич

род. 10.03.1926
  • Россия
  • СССР
Зацепин Александр Сергеевич
Его песни обжигают, как огненная лава любви, а жизнь и творчество представляют собой настоящий «вулкан страстей».
Если бы не его песни, то не было бы знаменитых комедий Гайдая, по-другому бы сложилась биография Аллы Пугачевой, и вся советская киномузыка тоже, возможно, была бы совсем иной. Во многом благодаря его мелодиям на киноэкране появились и прославились скромный студент Шурик, спортсменка, комсомолка и просто красавица Нина, великолепная троица Трус-Балбес-Бывалый и многие другие полюбившиеся зрителям персонажи. С его саунд-треками неразрывно связан успех культовых лент «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Земля Санникова», «Иван Васильевич меняет профессию»… А многие его знаменитые хиты — «Любовь одна виновата», «До свиданья, лето», «Волшебник-недоучка», «Если долго мучиться», «Куда уходит детство» — живут отдельной самостоятельной жизнью, хотя они тоже из фильмов, но давно забытых — «Центровой из поднебесья», «Отважный Ширак», «Между небом и землёй», «Фантазии Веснухина», «Повар и певица».
Зацепин родом из Новосибирска, который значительно позже, во второй половине ХХ века, станет одним из крупнейших музыкальных центров страны, но тогда в нем не было ни музучилища, ни консерватории, а оперный театр — сегодня крупнейший в Европе — только начинал строиться. Тем не менее его родители — хирург и учительница — отдали сына учиться музыке. Он также заканчивает среднюю школу № 12, где, кроме него, учился знаменитый ныне актер Юрий Назаров, с которым они через много лет встретятся в работе над фильмами «Красная палатка» и «Земля Санникова». Во время войны Саша после школы поступает в Новосибирский институт инженеров транспорта, а его отца арестовывают по контрреволюционной 58-й статье — измена родине — за неосторожное высказывание в адрес властей. Больше они никогда не встретятся. Однако инженерная карьера не привлекает студента, его отчисляют из вуза за неуспеваемость и призывают в армию. Там он попадает в ансамбль песни и пляски, с которого и начинается его путь в искусство. Оказавшись на гастролях в Алма-Ате, юноша поступает в Казахскую консерваторию к профессору Брусиловскому.
Дипломный балет Зацепина «Старик Хоттабыч» ставят на сцене Алма-атинского оперного театра, а песня к первому же озвученному им фильму «Наш милый доктор» — «Надо мной небо синее» — получает всесоюзную известность. Окрыленный успехом, молодой композитор переезжает в Москву, где знакомится с режиссером Гайдаем и поэтом Дербеневым. Их совместные картины о приключениях Шурика (так, кстати, звал своего студента его консерваторский педагог) ставят рекорды проката, а песни оттуда — «Где-то на белом свете», «Остров невезения», «Если б я был султан», «А нам все равно» и другие — становятся всесоюзными хитами. Увлеченный работой, Зацепин создает у себя дома собственную студию звукозаписи, где достигает небывалых для того времени звуковых эффектов и экспериментирует с самыми разными жанрами музыки. Так, его «Вулкан страстей» (Помоги мне!) — это великолепный образец и одновременно блестящая пародия аргентинского танго. «Маруся» (Кап-кап-кап) — уникальный синтез военного и спортивного маршей с гениальной вставкой из футбольного гимна Блантера. «Счастье вдруг в тишине» (Танцуют все!) — точный и тонкий парафраз «цыганочки с выходом». А «Ищу тебя» из фильма «31 июня» — первый советский образец стиля «диско», у нас тогда еще никем неиспользованный. В той же студии он записывает дебютный диск «Зеркало души» для восходящей звезды советской эстрады Аллы Пугачевой, ставший музыкальной основой автобиографического фильма о певице «Женщина, которая поет». К сожалению, вскоре их пути разойдутся навсегда из-за непреклонных амбиций обоих артистов.
Песни Александра Зацепина исполняли звезды советской эстрады и кино — Андрей Миронов, Юрий Никулин, Валерий Золотухин, Олег Даль, Олег Анофриев, Татьяна Анциферова, Аида Ведищева, София Ротару, Жанна Рождественская. Сейчас его песни с удовольствием берут в свой репертуар молодые исполнители. К этому Александр Сергеевич относится вполне положительно. «Если новое исполнение получится удачным и оно понравится людям, значит, песня обретет вторую жизнь», — говорит композитор.
Текст — Анатолий Лысенков.