Авангард по-итальянски
«Будь я вынужден найти другого итальянского музыканта с равным вкусом к жизни, с равной способностью гурмански смаковать жизнь, мне пришёл бы на ум Россини», — так отзывался о Лучано Берио его близкий друг — культуролог и писатель Умберто Эко. Но изначально Берио не планировал быть композитором. Отец и дед работали органистами, они и обучили мальчика игре на фортепиано. Мечты об исполнительской карьере пришлось оставить во время Второй Мировой войны: Лучано получил ранение в руку.
Сразу после войны Берио обучается в Миланской консерватории, где знакомится с произведениями Хиндемита, Бартока и Стравинского. В 22 года композитор публикует одно из первых произведений — сюиту для фортепиано. Продолжить образование Берио решает у пионера дедакофонии в Италии Луиджи Даллапикколы, который преподавал в Тэнглвудском музыкальном центре. Проведя несколько лет в Штатах, Берио не прекращает искать: отправляется в Германию, где посещает курсы новой музыки в Дармштадте. Там композитор знакомится с Булезом, Штокхаузеном, Лигети и другими авангардистами. В то же время создаёт «Студию музыкальной фонологии», в которой исследует электронную музыку, а также начинает издавать посвящённый этому направлению журнал. Однако позднее Берио отойдёт от электроники — разочаруется в синтезаторах.
Берио экспериментирует с серийной техникой, электронными шумами и человеческим голосом. И даже цитаты из романа Джойса «Улисс» и трактата Леви-Стросса «Сырое и приготовленное» используются Лучаном Берио в качестве звукового материала. Например в в его масштабной Симфонии и пьесе «Тема: посвящение Джойсу». Фрагменты текстов на языке оригинала из Библии, «Фауста», «Божественной комедии», «Манифеста коммунистической партии» вплетены в партитуру сюиты «А-Ронне», написанную, как и Симфония, для легендарного вокального октета Свингл Сингерс. , в которой также используются рычание, свист, чавканье и вздохи.
Результатами своих поисков Берио делился не только в музыке, но также за кафедрой: был профессором композиции и основателем ансамбля Новой музыки в Джульярдской школе музыки, возглавлял в Париже отделение электроакустической музыки в IRCAM, а также занимал пост почётного композитора Гарвардского университета.
Никита Курочко