Луи Вьерн появился на свет почти слепым и в раннем возрасте обнаружил талант к музыке. С детства его идеалом был Сезар Франк — известный органист, чью игру Вьерн однажды услышал в церкви.
Учиться играть на фортепиано мальчик начал в интернате для слепых, где помимо традиционных дисциплин он брал уроки гармонии, композиции, игры на органе и скрипке. Тогда же Вьерн завоевал первое место на музыкальном конкурсе школы. По счастливому стечению обстоятельств, в жюри того года оказался Сезар Франк, который пообещал заняться обучением победителя. Эта встреча во многом определила дальнейшую судьбу юноши. Спустя несколько лет Луи стал студентом Парижской консерватории и учеником своего кумира. Однако, тот же год Франк внезапно умирает, а его место в Консерватории занимает Шарль-Мари Видор, другой известный органист.
Под наставничеством Видора молодой музыкант даёт первые концерты и в 1890-х становится ассистентом профессора. Этот период жизни становится для Вьерна очень счастливым — он с радостью посвящает себя работе, находит свою любовь и женится. В это же время из-под его пера появляется радостная «Бургундская сюита». По воспоминаниям коллеги, органиста Марселя Дюпре, Вьерн записывал свои сочинения толстым карандашом на специальных нотных листах, которые были по размеру намного больше обычных. Пользоваться стандартными тетрадями композитору было сложно из-за проблем со зрением. Позднее Вьерн решил полностью перейти на шрифт Брайля, которым он пользовался даже на концертах.
К началу ХХ века музыкант был автором нескольких десятков композиций. Вместе с Шарлем-Мари Видором он представил свою Торжественную Мессу в 1901 году. Тогда же Вьерна приглашают стать титулярным органистом Собора Парижской Богоматери. Этот почётный пост он занимал до конца жизни. Собор обладал замечательным органом Кавайе-Коля. Орган, однако, много лет находился в плохом состоянии — это настолько удручало Вьерна, что он отправился в концертный тур по США, чтобы собрать средства на ремонт инструмента. Выступления принесли музыканту мировую известность, однако чуть не стоили ему карьеры. По возвращении из Америки Вьерн попал в аварию и тяжело повредил ногу, пропустив целый концертный год.
Помимо частых концертов и мастер-классов по Европе и Америке, Луи Вьерн много времени уделял педагогической работе. Несмотря на трудные периоды в жизни — развод, гибель сына и брата в Первой мировой войне — ему удалось сохранить сердечное тепло и передать его ученикам. Студенты, среди которых были Марсель Дюпре и Лили Буланже, писали о нём как о терпеливом наставнике, который вкладывал всю душу в их развитие.
Концерты Луи Вьерна в Нотр-Даме принесли ему славу блестящего органиста и импровизатора. Он ловко переносил свой опыт в музыку. Так, его Четвёртая симфония, написанная в годы тяжёлых потерь, представляет концепцию трагедии — по словам критиков, в этом сочинении Вьерну удалось раскрыть колоссальные звуковые и смысловые возможности органа, которые были недоступны его предшественникам. Две последние симфонии композитор написал под впечатлением от гигантских американских органов. Его перу принадлежат несколько сочинений для начинающих музыкантов, которые он создавал для своих учеников. Кроме того, Вьерн оставил после себя огромное количество дневников и «Органную методику», где изложил свой педагогический опыт. Он также разработал проект глобальной реставрации органа собора Парижской Богоматери. С Нотр-Дамом Луи Вьерн оставался неразлучным до самого конца — 2 июня 1937 года блестящий музыкант скончался во время сольного концерта.
Текст: Анна Чичагова