Мистификация века
Мы живем в эпоху рейтингов, хит-парадов и топ-листов. Порою кажется, что главное в жизни это измерить степень популярности и узнаваемости. На вопрос о самых красивых мелодиях в классической музыке в разное время отвечали по-разному. Но в топе всегда оказывались две «Аве Марии»: Франца Шуберта и Джулио Каччини. И если первого композитора знают все или почти все, то имя второго — лишь узкий круг специалистов. Сегодня день рождения Джулио Каччини. На свет он появился в Риме 8 октября 1551 года. А вот приписываемая ему знаменитая «Аве Мария» «родилась» спустя 350 лет после смерти итальянца. Кто виноват в грандиозной мистификации?
Джулио Каччини — сын мебельщика. С детства успешно занимался музыкой, пел, поэтому выбрал профессию учителя пения. Известность и достаток пришли, когда в его жизни появился меценат Джованни Барди. Он принял Каччини в свой кружок флорентийских интеллектуалов. Философы, ученые, литераторы, музыканты собирались в его шикарном палаццо. Они ели, пили, говорили и пели, но не хором. Они наслаждались сольной монодией под специфический аккомпанемент лютни, теорбы, арфы или клавишных инструментов.
Сами «бардовцы» музыкальные нововведения монодией не называли. Это заслуга исключительно двадцатого века. Возможно, с авторством дела обстоят так же, как и с названием. Но в прошлом столетии именно Каччини назначили ответственным за изобретение так называемого «фигурного баса» — пра-пра-прадедушки современного аккомпанемента. Быть может, потому что сохранился самый старый в мире учебник пения с сопровождением. В нем собраны арии и мадригалы Джулио Каччини, а в предисловии пояснения автора, как освоить новый стиль.
Своих многочисленных детей от двух жен Каччини тоже научил петь и играть, создал успешный семейный ансамбль и был его импресарио. Выдающийся человек во всех отношениях, но, увы, к «Аве Марии» он не имел никакого отношения.
В середине прошлого века в Ленинграде жил гений. Звали его Владимир Вавилов. Он фронтовик, был ранен. После войны освоил гитару и лютню, концертировал. И при этом писал музыку, которую исполнял на концертах как сочинения композиторов 16 века. Однажды предложил знакомой певице гимн «Аве Мария», якобы, Джулио Каччини. Она записала его на пластинку и началось стремительное восхождение на Олимп. Но не Вавилова, а забытого учителя пения из Флоренции.
Пусть и не сразу, но справедливость всё-таки восторжествовала, и в Википедии сейчас указано имя настоящего создателя этого хита. А в истории музыки гимн «Аве Мария» остался как величайшая русско-итальянская мистификация, которая навсегда соединила имена Джулио Каччини и Владимира Вавилова.
Текст: Ольга Сирота