Жак Тибо: музыка как смысл жизни
Один из лучших скрипачей Франции и замечательный педагог с трагичной судьбой. Современники восхищались его игрой, отзывались о нем, как о восхитительном, чутком музыканте, человеке лёгком и деликатном, с тонкой душевной организацией и удивительной способностью видеть прекрасное даже в самые тёмные времена — а именно на такой период и выпала значительная часть его жизни. Музыкант появился на свет в разрушенной франко-прусской войной Франции, пережил две мировые войны, но даже в оккупации продолжал жить искусством.
Младший из семи сыновей, Жак Тибо всё детство имел перед глазами замечательные примеры для подражания — его старшие братья Альфонс, Жозеф, Франциск и Ипполит с ранних лет проявили талант к музыке, а отец работал скрипачом в оркестре оперного театра, но — главное — был хорошим педагогом. Дети сумели получить блестящее образование, несмотря на то, что семью Тибо преследовали горести и потери – свою мать Жак потерял еще во младенчестве, а вскоре ушли из жизни трое его братьев. Изначально мальчик готовился стать пианистом, а играть на скрипке отец позволил ему лишь после смерти старшего брата Ипполита, которого ещё в юности называли виртуозным скрипачом. Жак в одиннадцать лет начал играть в городских оркестрах Бордо. На одном из концертов талант мальчика заметил Эжен Изаи, знаменитый бельгийский скрипач, и предложил отцу Жака взять ребёнка на обучение. Несмотря на то, что эта идея не воплотилась в жизнь, спустя несколько лет Тибо и Изаи стали близкими друзьями на всю жизнь. В 1893 году ещё совсем юный скрипач уехал учиться в Парижскую консерваторию. В студенческие годы Жак практически нищенствовал, зарабатывая на жизнь игрой в маленьких оркестрах. Несмотря на все трудности, Тибо сумел окончить консерваторию с золотой медалью, а первые сольные концерты принесли ему известность сначала в Париже, а потом и признание во всей стране. «Мне было пятнадцать лет, когда я его впервые услышал, — писал румынский композитор Джордже Энеску, — Я был вне себя от восторга. Это было настолько ново, необычно! Покорённый Париж прозвал его «прекрасным принцем» и был им очарован, как влюблённая женщина». Игра Тибо была удивительно нежной и страстной».
В начале 20 века Жак Тибо гастролирует в Брюсселе и Берлине, городах США и Англии, несколько раз приезжает в Россию, где с триумфом выступает в Санкт-Петербурге и Москве. Важной страницей концертной деятельности этих лет становится организованное им Трио (с участием пианиста Альфреда Корто и виолончелиста Пабло Казальса).
Но в полной мере насладиться признанием и славой молодому скрипачу было не суждено. Началась Первая мировая война, Тибо попал на передовую, сражался под Верденом, был ранен и даже опасался, что не сможет больше играть. После лечения и демобилизации начал активно выступать на «Национальных утренниках» вместе с другими крупными музыкантами.
Окончание войны совпало с годами зрелости Жака Тибо. Будучи уже признанным авторитетом, вместе с пианисткой Маргерит Лонг он основывает в Париже высшее музыкальное училище «Эколь Нормаль де Мюзик». В преподавании Тибо удаётся достичь больших успехов. Уже в 1935 году его ученица Жинетт Невё завоёвывает первую премию на Международном конкурсе имени Венявского в Варшаве, обойдя таких серьезных соперников, как Давид Ойстрах и Борис Гольдштейн. Сам же учитель, покоренный игрой советских музыкантов, решает на следующий год устроить в СССР несколько выступлений. Москву он назвал потом городом скрипачей: «Как много в их игре технического мастерства и чего-то ещё, что я бы называл „душой исполнения“, и что так непохоже на нашу западноевропейскую действительность!».
Вторая мировая война застала Жака Тибо во Франции и, как для многих, обернулась личной трагедией. Весной 1940 года Маргерит Лонг вместе с Тибо, виолончелистом Пьером Фурнье и концертмейстером Гранд-Опера альтистом Морисом Вийо репетировали фортепианный квартет Габриеля Форе. Запись назначили на 10 мая, но утром фашисты вторглись в Голландию. «Потрясённые, мы отправились в студию, — вспоминала Лонг. — Я чувствовала тоску, которая охватила Жака: его сын Роже сражался на передовой. Во время войны …волнение наше достигло апогея. Мне кажется, запись отразила это верно и чутко. На следующий день Роже погиб смертью храбрых». На протяжении всей войны Лонг и Тибо оставались в оккупированном Париже и даже в этих условиях сумели организовать в 1943 году Французский национальный конкурс пианистов и скрипачей. Событие так воодушевило парижан, что смотр решили сделать регулярным — в следующий раз его устроили в 1946 году и продолжают проводить до сих пор.
Жак Тибо до конца жизни продолжал преподавать в собственной школе и давать концерты. В последний путь замечательный музыкант отправился со своей скрипкой Страдивари. Тибо не стало в небе над Французскими Альпами, он погиб в авиакатастрофе по пути на концерт в 1953 году.
Текст: Анна Чичагова