Он всю жизнь посвятил хоровому пению и уже без малого полвека бессменно возглавляет знаменитую Певческую капеллу Санкт-Петербурга.
Коренной ленинградец, он почти всю жизнь неразрывно связан со своим родным городом и его музыкальной культурой. Здесь он получил начальное, а потом высшее образование, овладел дирижерской специальностью, прошел профессиональную творческую подготовку и достиг высочайшего исполнительского мастерства. Все это позволило ему в 70-е годы ХХ века возглавить в городе сразу два старейших музыкальных учреждения нашей страны — Хоровую капеллу, носившую тогда имя Глинки, и Консерваторию имени Римского-Корсакова. Причем, во главе первой из них он находится уже 40 с лишним лет, что является абсолютным рекордом за всю ее многовековую историю. Но дело даже не в продолжительности его работы, а в том, сколько за это время ему удалось сделать. Благодаря Чернушенко слушателям открылись сокровища русской духовной музыки, находившиеся долгое время под запретом, такие как «Всенощная» Рахманинова, не исполнявшаяся в России более полувека. Он также первым исполнил премьеры многих сочинений советских композиторов — Свиридова, Гаврилина, Петрова, Слонимского и других. Большое внимание маэстро уделяет патриотическому воспитанию новых поколений россиян, пропаганде лучших образцов классического музыкального искусства, читает лекции о музыке, ведет активную преподавательскую деятельность. И все это делает его одним из ведущих музыкантов не только Северной столицы, но и всей нашей страны.
За свою жизнь Чернушенко лишь трижды, и то сравнительно ненадолго, расставался с родным Питером. В детстве его, 6-летнего ребенка, эвакуировали в Пермь во время военной блокады. Затем, по окончанию консерватории, ее выпускника распределяют в Магнитогорск, где он 4 года преподает в местном музучилище и возглавляет городскую хоровую капеллу. Наконец, на рубеже 60-70-х годов, он работает несколько сезонов в оркестре Карельской филармонии Петрозаводска, расположенного не так уж далеко от Ленинграда, что оставляет ему возможность часто бывать дома, где он, кстати, успевает за это время закончить еще один консерваторский курс — дирижера-симфониста. Второй диплом дает ему право управлять не только хором, но и оркестром, которого, правда, Капелла лишилась в начале 20-х годов, сразу после революции. И именно такой симфонический коллектив был воссоздан в 1991 году при участии сына маэстро Александра, который является теперь его художественным руководителем и главным дирижером. Да и сам Чернушенко-старший нередко встает за дирижерский пульт при исполнении оркестровых сочинений. Также во время своего второго срока студенчества он создает в Ленинграде еще одно музыкальное детище — камерный хор при Доме культуры пищевой промышленности, получивший в народе прозвище «Бублик-баранка». И этот любительский коллектив вскоре обретает столь высокий профессиональный уровень, что получает другое официальное название — «Ленинградский камерный хор».
К сожалению, работу с ним пришлось прервать, когда Чернушенко поступает новое предложение, от которого нельзя отказаться. В 1974 году его назначают руководителем Государственной академической капеллы — старейшего хора России, ведущего свое начало еще со времен Московского княжества, а буквально через 5 лет ему доверяют возглавить и свою альма-матер — Петербургскую консерваторию. И эту огромную двойную нагрузку он несет свыше 20 лет. За это время ему многое удается сделать для обоих коллективов, но в итоге сильно подрывает здоровье музыканта. Из-за серьезной болезни и тяжелых экономических условий «лихих» 90-х годов, когда средств не хватало даже на самое необходимое, в том числе и на зарплату сотрудникам, маэстро покидает пост ректора и полностью отдается исполнительскому творчеству. Капелла под его управлением успешно гастролирует по России и за рубежом, готовит новые разнообразные программы, участвует в многочисленных концертах и фестивалях. Один из них — «Невские хоровые ассамблеи» — регулярно проводится с 1981 года и собирает гостей со всей страны. Большое значение имеют также выступления хора в День Победы 9 мая перед Исаакиевским собором, когда к нему присоединяются многочисленные коллективы со всего города, насчитывающие в общей сложности несколько тысяч певцов. И все они, как один, подвластны магическим рукам «Почетного гражданина Санкт-Петербурга» Владислава Чернушенко, удостоенного этого звания в 2016 году.
Текст — Анатолий Лысенков.