Звукоинженер и отец конкретной музыки
Отец скрипач, мама певица, а сын обожает музыку: казалось бы, идеальные условия для создания музыкальной династии. Но творческий путь французского композитора Пьера Шеффера не был прямым.
Родители юного Пьера были против того, чтобы их сын получил музыкальное образование. Профессия инженера куда надёжнее. Именно эту специальность Пьер осваивает в родном Нанси, а следом оканчивает Высшую школу электрики в Париже. Всё это время тяга к музыке не отпускает молодого Шеффера, он становится звукоинженером на французском радио. Работает непродолжительное время в Страсбурге, затем переводится в Париж. Там же Шеффер открывает в себе литературный дар — пишет музыкально-критические статьи в журнал о современной музыке «Revue Musicale», исторические романы и философско-религиозные работы.
Со временем Пьер начинает работать в области радиотеатра. Создаёт экспериментальную группу «Studio d ' Essai» (с 1946 года «Club d ' Essai») и готовит для эфира несколько литературно-музыкальных постановок. К примеру, радиофоническую оперу «Скорлупа планет», музыку для которой создаёт композитор Клод Арье. Сам Шеффер пишет текст, исполняет несколько ролей и монтирует произведение. У группы «Studio d ' Essai» было и другое назначение: деятельность организации была прикрытием для операций французского Сопротивления.
Шеффер хотел не только оформлять, но и создавать собственные сочинения. Доступ к радиотехнике и современным технологиям того времени дали возможность проводить эксперименты со звуком. Результатом исследований становятся «Пять шумовых этюдов»: «Этюд с турникетом», «Этюд с железными дорогами» и другие. Работы отнесли к новому жанру — конкретной музыке. Яркими примерами направления становятся «Симфония для одного человека» и опера «Орфей» для человеческого голоса и магнитофонных звуков. Шеффер сочиняет эти произведения вместе со своим единомышленником — композитором Пьером Анри.
К сорока годам Шеффер всё меньше работает как композитор. Разочаровывается в своих открытиях, поддержки коллег не находит. Творчество Шеффера критикует Булез, а Анри отходит от своего товарища и создаёт собственную электронную студию. Критикуют Шеффера в том числе и за то, что у того нет музыкального образования.
Шеффер сосредотачивается на теоритических исследованиях. Пятнадцатилетний труд «Трактат о музыкальных объектах» увидит свет в 1966 году. Два года спустя Шеффер станет адъюнкт-профессором Парижской консерватории, где проработает 12 лет.
В 1988-м Шеффер отправится в Армению, где в качестве добровольца будет искать выживших людей в Ленинакане после Спитакского землетрясения.
Скончался Пьер Шеффер в 1995 г.
Никита Курочко