Алексей Рыбников в детстве хотел стать вовсе не композитором, а хозяином музыкального театра. Мечта сбылась — проект «Современная опера» стал делом всей творческой жизни Алексея Львовича.
Рыбников считает музыку высшим и единственным искусством, способным передать всю глубину и богатство души человека, ее многообразие и разносторонность, способность к самым разным проявлениям и состояниям. Это своего рода звуковое таинство, которое композитор призван дать людям для их духовного развития и совершенствования. Главным трудом его жизни стала грандиозная «Литургия оглашенных», вместившая циклы «Тишайшие молитвы», «Симфонию сумерек» и ораторию «Воскрешение мертвых».
Рыбников родился в московской интеллигентной семье, мать — художница, отец — скрипач. Мальчик рос в творческой атмосфере и уже в 8 лет написал несколько фортепианных пьес. Дальнейшее обучение музыке выглядело логичным: по окончании Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Алексей поступил в Московскую консерваторию в класс Арама Хачатуряна, у него же Рыбников в 1969 году заканчивает аспирантуру.Музыкант задерживается в консерватории уже в качестве преподавателя и одновременно серьезно увлекается театром и кино. Работа в этих областях искусства позволяет ему много экспериментировать, используя самые современные формы выражения — джаз, рок, электронику и поп-музыку. Успех и признание не заставили себя долго ждать: в послужном списке молодого автора культовые советские ленты «Большое космическое путешествие», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Вам и не снилось», «Через тернии к звёздам», «Пассажирка», «Тот самый Мюнхгаузен» … Музыка Рыбникова звучит в сотнях картинах, а многие песни исполняются ведущими мастерами эстрады.Не менее триумфальным стало сотрудничество Рыбникова с драматическим театром сценой. В 1976 году он создает в московском театре Ленинского комсомола первую советскую рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по одноименной поэме Пабло Неруды, выдержавшую 17 сезонов подряд. Вслед за ней появился еще один хит– «Юнона и Авось» на стихи Андрея Вознсенского. Спектакль, впервые представленный в 1981 году, до сих пор остается в репертуаре Ленкома.
Неожиданно для всех, но не для самого себя, Рыбников в «лихие» 90- е годы, погружается в сферу духовного искусства и начинает писать православную музыку.
В 1992 году появляется его мистерия «Литургия оглашенных» — одна из вершин его духовных исканий. Для постановки сочинения Алексей Львович создает собственную музыкальную труппу. В основе произведения — одна из частей христианского богослужения: оглашение верующих к принятию крещения. Но автор трактует ее чрезвычайно широко, обогащая новыми мотивами и связями с современностью. Параллельно Рыбников создаёт ряд других сочинений, образующих вместе гигантский религиозно-духовный цикл Sequentia ultima («Окончательное последование»), повествующий об огромном пути исканий человечества на протяжении всей его многовековой истории — от Ветхого и Нового Завета до наших дней.
Текст — Анатолий Лысенков.