Флейтист в России больше, чем флейтист
Он — настоящий музыкант-многостаночник: автор многочисленных сочинений для разных инструментов, саундтреков для кино, рекламных роликов, арт-проектов с электроникой и видеорядом, участник популярной рок-группы «Вежливый отказ», исполнитель на флейте и фортепиано. Но главное — оригинальный художник-искатель, переосмысливающий классические музыкальные традиции в реалиях современного компьютерно-цифрового мира.
Его родина — далекий сибирский город Братск на Ангаре, прославленный на всю страну своей знаменитой Братской ГЭС, воспетой в одноименной поэме Евтушенко, которая открывается крылатыми словами «Поэт в России больше, чем поэт». Именно этот афоризм, правда, несколько измененный в названии данной статьи, можно отнести и к самому музыканту.
Его родители, выпускники Новосибирской консерватории, работали здесь по распределению, но после их развода мама мальчика вернулась в областной центр, чтобы дать своему сыну достойное образование. О рано проявившихся композиторских способностях своего ребенка она даже написала письмо знаменитому профессору Кабалевскому, гуру музыкальной педагогики, и неожиданно получила от него ответ, гласивший: «В Москву, в Москву, учиться, учиться, учиться!». Следуя этому призыву, мать перевозит сына в столицу, поменяв свою квартиру в Новосибирске на комнату в Подмосковье, и отдает его в Центральную музыкальную школу. Ну, а далее, как обычно — Московская консерватория, интенсивная работа, поиски своего места в искусстве, трудности и, наконец, — признание и успех.
Карманов считается одним из ярких представителей современного минимализма, вернее — репетитивизма, наряду с Мартыновым, Батаговым и другими авторами. Умение обходиться минимумом выразительных средств помогло ему стать настоящим мастером рекламы, где длина звучащих фрагментов часто измеряется буквально секундами. За много лет работы в этом непростом бизнесе он сделал сотни роликов на самые разные темы — от прокладок и пива до «Единой России» и Олимпиады в Сочи, обеспечив себе стабильный доход и материальную независимость. Кроме того, он сочиняет и более традиционные, протяженные произведения, в основном на заказ, которым присущи тональная определенность, импрессионистский колорит, лаконичность формы. Своей главной творческой задачей он считает создание ясной и близкой широкому слушателю, но не банальной и примитивной музыки, для чего часто обращается к наследию великих классиков в новом, современном их прочтении. Так, в его «Форельном квинтете» знаменитая песня Шуберта звучит в грустном, минорном варианте, повествуя о печальном конце злополучной рыбки, попавшейся на крючок. А в пьесе «11'09''», посвящённой трагедии башен-близнецов в Нью-Йорке, появляются фрагменты Реквиема Моцарта, символизирующие скорбь по погибшим в теракте 11 сентября.
Композитор обожает также джаз, рок и другие современные музыкальные направления, и даже входит в состав популярной рок-группы «Вежливый отказ», где играет на флейте, по классу которой закончил ЦМШ. Кроме того, он пишет много музыки для кино и телесериалов. Его саундтреки звучат в фильмах Тодоровского, Бекмамбетова, Прошкина и других известных режиссеров. Но, пожалуй, самый необычный эффект имеют крупные сценические проекты Карманова, такие, как «Рождественский вертеп», «Страсти по Матфею-2000», «Пир Трималхиона», в которых сочетаются различные жанры, стили, исполнители — от народных и академических до эстрадных, используются фонограммы шумов и звуков окружающего мира, видеопроекции, электроника, пиротехника и прочие специальные приемы.
Текст — Анатолий Лысенков.