Эрнест Блох: композитор, педагог и… фотограф
Блох появился на свет в еврейской семье в Женеве и уже в детстве начал играть на скрипке. Его отец был глубоко религиозным человеком и будущий композитор с раннего возраста интересовался своими национальными корнями и культурой. Юношей Эрнест Блох много путешествовал по Европе, учился в Бельгии и Германии, где среди его педагогов были известный скрипач Эжен Изаи и композитор Иван Кнорр.
В самом начале ХХ века Блох создаёт оперу «Макбет». Это произведение, пожалуй, первое, которое привлекло внимание публики к молодому композитору. Правда, успеха «Макбет» не имел, хотя получил восторженный отзыв Ромена Роллана. И тем не менее, композитор принялся писать больше и усердней. Он живо интересовался происходящим в современной ему музыкальной жизни: с восхищением слушал Штрауса, поддерживал переписку с Малером и не раз встречался с Дебюсси.
По-настоящему же свой потенциал Эрнесту Блоху удалось раскрыть, когда он обратился к еврейской тематике. Считается, что именно Блох впервые привлёк внимание широкой публики к еврейской религиозной музыке, соединив её с современными европейскими музыкальными направлениями. Так, его сочинения «Шломо» и «Ба’ал-Шем» звучали в исполнении выдающихся музыкантов Эмануэля Фойермана и Яши Хейфеца и прочно вошли в репертуар многих виолончелистов и скрипачей. В одном из интервью Блох признался, что обратиться к еврейской культуре ему было просто необходимым: «Я чувствовал, что это был единственный способ для меня создавать действительно значимую музыку, которая будет жить и после моего ухода».
В разгар Первой мировой войны Блох принял решение переехать в Соединённые Штаты. Там он некоторое время преподавал в музыкальной школе в Нью-Йорке. В 1917 году, когда популярность его сочинений в стране начала расти, Блох получил предложение продирижировать исполнением своих «Трёх еврейских поэм» в Бостоне. Концерт ждал ошеломительный успех. Признание приходило к композитору и в педагогических кругах — спустя некоторое время он уже возглавлял Кливлендский музыкальный институт, затем консерваторию Сан-Франциско. В 1929 году он даже стал почётным членом академии «Санта-Чечилия». За полвека, которые Эрнест Блох прожил в США, он воспитал целую плеяду американских композиторов. Среди его учеников — Фредерик Джакоби, Джордж Антейл и Куинси Портер.
Кстати, музыка была не единственной сферой творчества Эрнеста Блоха. Он питал страсть к фотографии и обладал здесь недюжинным талантом. Даже спустя полвека после кончины автора, его снимки выставляют в музеях Калифорнии.
В последние годы Блох преподавал в Университете Беркли. В 1950-х он тесно сотрудничал с Иегуди Менухиным и посвятил ему две сюиты. В исполнении выдающихся музыкантов ХХ века, сочинения Эрнеста Блоха завоевали не только американскую публику, но и стали знаменитыми во всём мире. В Советском Союзе произведениями Блоха — симфонией «Израиль» и субботней литургией «Аводат ха-кодеш», восхищался Евгений Светланов — именно под его управлением эти сочинения прозвучали в Москве впервые.
Текст: Анна Чичагова