
Алексей Животов — значительная фигура советской музыкальной культуры, чьё творчество охватило период от 1920-х до послевоенных лет. Окончив Ленинградскую консерваторию, Алексей Семёнович начал свой путь с экспериментов в духе музыкального конструктивизма, сочетая урбанистические мотивы с новаторскими приёмами инструментовки.
Ранний период его творчества Алексея Семёновича отмечен произведениями в духе музыкального конструктивизма. «Сюита для большого оркестра» демонстрирует интерес композитора к урбанистической тематике, а Фрагменты для нонета — эксперименты с инструментальным составом.
В творческом содружестве с поэтами круга Михаила Кузмина, особенно с Натальей Горской (Лосевой), Животов создал ряд камерных вокальных сочинений.
Период творческой зрелости отмечен симфоническим циклом «Запад», музыкой к фильмам «Слава мира» и «За советскую Родину», где проявилось его мастерство оркестровых решений. Блокадные «Песни о Ленинграде» стали не только музыкальным памятником эпохе, но и личной трагедией композитора, пережившего эти годы в осаждённом городе. Послевоенная «Героическая поэма» в исполнении оркестра под управлением Мравинского закрепила его репутацию мастера крупной формы.
В творческом содружестве с поэтами круга Михаила Кузмина, особенно с Натальей Горской (Лосевой), Животов создал ряд камерных вокальных сочинений.
Период творческой зрелости отмечен симфоническим циклом «Запад», музыкой к фильмам «Слава мира» и «За советскую Родину», где проявилось его мастерство оркестровых решений. Блокадные «Песни о Ленинграде» стали не только музыкальным памятником эпохе, но и личной трагедией композитора, пережившего эти годы в осаждённом городе. Послевоенная «Героическая поэма» в исполнении оркестра под управлением Мравинского закрепила его репутацию мастера крупной формы.
Особую страницу творчества составляет сотрудничество с театром, включая музыку к спектаклю «Двенадцатая ночь». Среди камерных сочинений выделяются романсы на стихи современников, особенно цикл «Весна».
В последние годы Животов отошёл от активной композиторской деятельности. Его наследие, долгое время остававшееся в тени, в XXI веке переживает период переосмысления, во многом благодаря проектам радио «Орфей», записавшим многие его оркестровые произведения. Отдельные сочинения, включая «Героическую поэму», вошли в современный концертный репертуар.
До конца жизни Животов возглавлял Ленинградское отделение Музыкального фонда СССР, занимаясь сохранением музыкального наследия.