Самовыражение Берстайна
«Я не хочу провести свою жизнь, как Тосканини, снова и снова изучая одни и те же пятьдесят произведений…» — говорил Леонард Бернстайн.
10-летний мальчик был вынужден самостоятельно зарабатывать деньги на фортепианные уроки, потому что его отец считал музыку бесполезным занятием. Сразу после окончания Гарварда Бернстайн поступил в Кертисовский институт музыки. На практике в Тэнглвуде под руководством Сергея Кусевицкого началось формирование собственного дирижёрского стиля. Начало 40-х ознаменовано стартом композиторской карьеры Бернстайна. Появляются соната для кларнета и фортепиано и вокальный цикл «Ненавижу музыку».
Карьерный взлёт Бернстайну обеспечила случайность. Известный немецкий дирижёр Бруно Вальтер должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, но внезапно заболел. Бернстайн готовился всю ночь и без единой репетиции блестяще выступил перед публикой.
Маэстро много времени и сил уделял просветительской деятельности — писал книги, выступал с лекциями, записывал видеопрограммы, в которых рассказывал о классической музыке.
Текст: Алёна Оганесян
Нет вражде! Или «Вестсайдская история»
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»…
Трагедия Шекспира о жертвах вражды из века в век вдохновляет человечество на создание идеального мира, в котором правит любовь. Но всё бесполезно! Люди продолжают винить в бедах всех, кроме себя: конкурентов, злопыхателей, соседей с иной внешностью или убеждениями.
26 сентября 1957 года на Бродвее рождался спектакль, авторы которого в очередной раз попытались примирить человечество с самим собой. Зрители впервые пришли на «Вестсайдскую историю».
Под мелодии, сплетающие классику и джаз, латиноамериканские ритмы и песни, поражённый зал не отрываясь следил за чистой и гибельной любовью, вспыхнувшей в самом центре Нью-Йорка.
Идея превратить трагедию Шекспира в современное музыкальное действо родилась у режиссёра Джерома Роббинса. Либретто пишет Артур Лорентс, стихи к вокальным номерам — Стивен Сондхайм, над музыкой трудится Леонард Бернстайн — уже известный дирижёр, автор симфоний, оперы, балетов и успешных мюзиклов. Вдохновение подогрето горячими новостями о стычках мигрантов в трущобах Верхнего Вест-Сайда. У соавторов получается почти документальная хроника уличных боёв, в которых сошлись пуэрториканцы с выходцами из Европы. Отчаяние влюблённых, разделяемых враждой, пронизано волнующими мелодиями и яркими колоритными танцами.
После премьеры журналисты строчат восторженные репортажи о новом этапе в истории музыкального театра. Но театральная премия «Тони» уходит другой постановке, как многим казалось тогда, более подходящей жанру мюзикла.
Все точки над i расставила сама жизнь…
Враждующих обитателей Вест-Сайда расселили. Перестроенные трущобы превратились в элитный район Нью-Йорка. «Вестсайдская история», хранящая память об уличных войнах, стала оскароносным кино, а музыка Бернстайна — обладательницей Грэмми.
С тех пор легендарный бродвейский мюзикл, как и его шекспировский прототип, не сходит со сцен и экранов в попытке убедить человечество, что любовь победит вражду.
Текст: Наталья Оганджанянц