Александр Гедике — «русский Бах»
Александр Гедике — знакомое имя для всех, кто в детстве терзал фортепиано, играя его коротенькие и «вредные» этюды. На самом деле Гедике был милейшим человеком и добрейшим педагогом. Даже грозный орган на концертах Александра Фёдоровича звучал интеллигентно и просветленно, собирая в течение полувека аншлаги в Московской консерватории. 4 марта исполняется 145 лет со дня рождения музыканта и просветителя.
Трудно сказать, почему имя пианиста, органиста, композитора и педагога Александра Фёдоровича Гедике оказалась на периферии современной общественно-музыкальной мысли. Ведь сегодня наблюдается огромный интерес к органному искусству, которое «прижилось» в нашей стране благодаря стараниям Гедике.
Родившись в семье обрусевших немцев и потомственных органистов, Гедике в раннем детстве стал брать уроки игры на этом инструменте у своего отца. Но лишь в 45 лет дал свой первый сольный органный концерт. На дворе начало 20-х, разруха, голод, а в Московской консерватории играет «буржуазный» инструмент и звучит чуждая пролетариату церковная музыка. Гедике добился невероятного: его выступления в БЗК проходили регулярно, со временем став отдельным концертным абонементом, а самого музыканта стали называть «русским Бахом».
Гедике приложил колоссальные усилия для организации обучения студентов на знаменитом детище французского мастера Кавайе-Коля: добился постоянного ухода за инструментом, ввёл в учебную программу курс органного мастерства для изучения устройства органа, разработал программу по классу специального органа, организовал курс обязательного органа для студентов фортепианного факультета — теоретические и практические занятия, необходимые для понимания особенностей исполнения старинной клавирной музыки. Среди его учеников такие выдающиеся органисты, как Леонид Ройзман и Гарри Гродберг.
За несколько месяцев до кончины Александр Федорович был занят любимым делом — играл на органе в переполненном Большом зале Московской консерватории на концерте в честь своего 80-летия. Оркестр Московской филармонии (дирижёр Борис Хайкин) исполнил Третью симфонию юбиляра… Во втором отделении — поток поздравлений, в том числе от детских музыкальных школ. Никто и не заметил, как в обстановке всеобщего возбуждения за роялем оказался маленький мальчик и в сдержанном темпе заиграл… «Заиньку». «Заинька» в Большом зале Московской консерватории! Как только отзвучала последняя нота этой незатейливой пьесы Гедике, зал буквально рухнул от аплодисментов: всё выглядело тем более уморительно, что игра ребенка была полна серьезности и достоинства. И, конечно, юбилею Александра Фёдоровича это «происшествие» придало черты абсолютной неповторимости…
P. S. Из случайно подслушанного разговора двух юных пианистов в ожидании урока: «А ты сколько в этом году гедиков сыграл?»