Поль Дюка: великий самокритик
Дюка появился на свет в семье парижского банкира. Его мать была одарённой пианисткой, но не успела передать свои знания сыну– она умерла, когда Полю было всего 5 лет. В последующие годы мальчик брал уроки музыки, но яркого таланта к исполнению не проявлял. Ситуация изменилась, когда в 14-летнем возрасте Поль тяжело заболел и, чтобы скрасить время, начал сочинять музыку. Как сам Дюка отмечал позднее, именно эта ситуация помогла ему осознать себя музыкантом и подтолкнула к поступлению в Парижскую консерваторию.
Обучение юноша начал в 1881 году, в то время среди студентов также оказался Клод Дебюсси — музыканты быстро подружились и всю жизнь сохраняли тёплые отношения. К студенческим годам относятся два первых крупных сочинения Дюка, это увертюры «Гёц фон Берлихинген» и «Король Лир» (последняя долгое время считалась утраченной, её обнаружили лишь в 1995 году). Уже в раннем возрасте Дюка проявил себя убежденным перфекционистом. Эта черта позволит молодому человеку стать замечательным критиком, но сыграет с ним злую шутку: позднее Дюка уничтожит огромную часть своих сочинений и потомкам достанется лишь малая часть его музыкального наследства.
Юноша бросил учёбу в консерватории после неудачных попыток получить престижную Римскую премию. Он отправился в армию и несколько лет не сочинял музыку. Тем не менее, Поль Дюка не потерял страсть к творчеству и через некоторое время после окончания службы начал карьеру музыкального критика. Его первой работой стал обзор исполнения «Кольца Нибелунга», которое прозвучало под управлением Густава Малера в Ковент-Гарден. Талант молодого критика привлёк внимание нескольких крупных французских газет, и вскоре статьи Дюка уже публиковали по всей стране.
В 1890-х Поль Дюка снова начинает писать музыку. Его дебют как композитора состоялся в Париже. Увертюра «Полевкт» впервые прозвучала в 1892 году в исполнении Оркестра Ламурё. Большой успех имела и Симфония До-мажор, которую композитор посвятил дирижеру Полю Видалю — премьера прошла под управлением маэстро. Истинным триумфом для Поля Дюка обернулось создание оркестрового скерцо «Ученик чародея» по мотивам баллады Гёте. Произведение стало настолько популярным, что даже раздражало композитора, который не хотел войти в историю как автор одного сочинения. Так или иначе, «Ученик чародея» остаётся самой известной работой композитора. Помимо многочисленных концертных исполнений и балетных постановок, музыка Скерцо даже вошла в мультфильм Уолта Диснея «Фантазия» 1940 года, эту запись сделал Филадельфийский оркестр под управлением Леопольда Стоковского.
Наряду с «Учеником чародея» широкую известность получила и хореографическая поэма «Пери», которую Дюка написал для русской балерины Натальи Трухановой. В целом, на рубеже веков композитор создал множество сочинений, однако в стремлении к совершенству автор уничтожил всё, что не считал идеальным.
С начала 1920-х годов Поль Дюка активно занимался проблемами музыкального образования во французской провинции, а в 1928 году стал профессором композиции Парижской консерватории. Среди его учеников были Оливье Мессиан и Хоакин Родриго. Вплоть до конца жизни Дюка продолжал писать критические статьи в крупнейших изданиях Франции.
Текст: Анна Чичагова