Фельцман Оскар Борисович

18.02.1921 – 03.02.2013
Его прекрасные песни, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни, пел весь цвет советской, а затем и российской эстрады.
Талантливый мальчик из еврейской семьи мог бы стать вторым Ойстрахом или Гилельсом, ведь он учился, как и они, в знаменитой одесской школе Столярского — сначала как скрипач, потом как пианист. Но он по определению не мог быть кем-то другим, а только самим собой, то есть выдающимся композитором, автором около (точно никто не может подсчитать) 1500 песен, большинство из которых — абсолютные хиты. Их пели и в космосе, и с трибуны Мавзолея, и на ударных стройках комсомола, и на партийных съездах, и на сценах музыкальных театров, и по радио и телевидению. Для всех, кто любит музыку, они являются самой дорогой и чудесной частью нашей советской жизни и нашего искусства тех лет. Хотя были времена, когда их считали пошлыми, легкомысленными и вульгарными поделками, далекими от идеалов соцреализма. К счастью, все эти псевдокритические мнения остались в прошлом, а песни композитора продолжают жить и звучать уже в новых исторических условиях, в новых современных аранжировках, несмотря на то, что их автора нет с нами.
Окончив одесскую музыкальную школу в 1939 году, Фельцман становится студентом Московской консерватории по классу композиции Виссариона Шебалина, у которого учились многие прославленные композиторы, ставшие впоследствии мастерами песенного жанра — Хренников, Пахмутова, Мокроусов и др. Но начавшаяся война резко ускоряет процесс взросления 20-летнего музыканта. Эвакуированный в Новосибирск, он, помимо занятий, ведет активную творческую работу — сочиняет, осваивает новые для себя жанры, в том числе оперетту и музыку для театра, руководит композиторской организацией Сибири. Вернувшись после победы в столицу, в которой останется уже навсегда, он пробует себя в различных видах творчества — симфоническом, инструментальном, театральном, но неожиданно находит свое истинное призвание в «легком» песенном жанре. Первая же его песня «Теплоход», посвященная близкой каждому одесситу морской тематике, становится популярной в исполнении знаменитого земляка автора, Леонида Утёсова. Еще одна ранняя и успешная работа композитора, тоже на морскую тему — «Черное море мое» из кинофильма «Матрос с «Кометы». Но настоящий переворот в отечественной популярной музыке производят написанные тогда же знаменитые «Ландыши», принесшие Фельцману и всесоюзное признание, и бесконечные нападки со стороны партийно-музыкального руководства. Светлая и жизнерадостная, наивная и искренняя песенка о первых весенних цветах стала таким же символом начавшейся «оттепели», как фильмы Хуциева, стихи Окуджавы и рисунки Нади Рушевой. Ее сразу же запела буквально вся страна, вызвав резкое неудовольствие блюстителей коммунистической морали, увидевших в ней поверхностное мелкотемье и смысловой примитивизм. Эта травля продолжалась почти 20 лет, вплоть до перестройки. К счастью, сам композитор, с присущим ему природным одесским юмором, достойно переносит все эти атаки и отвечает на них новыми, еще более яркими творениями — «Я верю, друзья, караваны ракет», «Огромное небо», «Фронтовики, наденьте ордена!», «Комсомольцы 20-го года», «Баллада о красках», «Разве тот мужчина», «Белый свет», «Слышишь, время звучит БАМ», «Венок Дуная» и другими. Успех этих шедевров вместе с ним разделяют прекрасные поэты — Рождественский, Долматовский, Гамзатов, Ошанин, Кохановский, Войнович, Фадеева, а также замечательные певцы — Трошин, Великанова, Отс, Магомаев, Бернес, Кобзон, Пьеха… Фельцман сотрудничает не только с известными солистами, но и с первыми вокально-инструментыльными ансамблями тех лет: «Дружба», «Песняры», «Цветы», «Огни Москвы». Благодаря его песням широко заявляют о себе на концертной эстраде Боярский и Аллегрова, а на Всесоюзном радио 35 лет шла популярная передача «С добрым утром!», открывающаяся заставкой на теме его одноименной песни.
В последние годы жизни композитором создан целый ряд камерных произведений, в том числе «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Х.Бялика».
Текст — Анатолий Лысенков.
-----------------------------------
Советский композитор Оскар Фельцман родился в Одессе 18 февраля 1921 года. Первое произведение, пьесу для фортепиано «Осень», начинающий музыкант написал в шесть лет. Великую Отечественную войну Фельцман провел в эвакуации в Новосибирске. Ему было 20 лет, когда он стал ответственным секретарём Сибирского союза композиторов. Классическая музыка отошла на второй план после того, как Фельцман услышал одну из оперетт Имре Кальмана. Его первым сочинением для эстрады стала песня «Теплоход», написанная к спектаклю пародийного театра «Синяя птичка». Под песню «Я верю, друзья» Советский Союз встречал космонавтов, а вот всенародно любимые «Ландыши» были признаны идеологически несостоятельным произведением. Были годы, когда власть не жаловала композитора, его травили в прессе, а музыку не рекомендовали к исполнению на радио. Ради того, чтобы любимые народом песни звучали, Фельцман создал ансамбль «Огни Москвы», солисткой которого была Ирина Аллегрова. В преклонные годы композитор увлекался сочинением романсов.