Он написал огромное количество музыки — возможно, даже большее, чем у Баха и Генделя вместе взятых. Однако, оно так и не переросло в соответствующее качество, хотя и не снизило его.
Его творческая судьба поражает своими удачными поворотами и изгибами, особенно на драматическом фоне его гениальных коллег-современников Баха и Генделя. Будучи старше их всего на 4 года, он намного пережил обоих — первого на 17 лет, второго на 8, и достиг невиданного для них прижизненного признания и успеха. Ему не приходилось скитаться в поисках работы — его приглашали наперебой многие сильные мира сего, и он сам выбирал себе подходящие условия службы. Так, он великодушно отказался от должности лейпцигского кантора, доставшейся в итоге Баху, поскольку выторговал себе хорошую прибавку к зарплате в Гамбурге. Ему разрешали совмещать работу сразу в нескольких городах, тогда как тому же Баху вообще запрещалось покидать место службы под угрозой увольнения. При этом, в отличие от них, он не получил систематического музыкального образования (его занятия с единственным педагогом-профессионалом продолжались всего 2 недели!), не прислуживал с малых лет подмастерьем у церковных органистов. Все свои знания и умения в музыке уроженец Магдебурга приобретал сам, схватывая на лету любые сведения и навыки, самостоятельно осваивал игру на различных инструментах. Возможно, именно отсутствие с малых лет какого-либо принуждения и строгих служебных обязанностей полностью раскрепостило его творческое сознание, позволив ему сочинять буквально на ходу. По словам Генделя, «Телеман пишет пьесу так же быстро, как обычное письмо».
Другая особенность его творчества — необычайный интерес ко всему происходящему вокруг и умение воспринимать окружающий мир с самых разных сторон — от глубокого переживания и сочувствия до выявления каких-то смешных и любопытных деталей. Им написаны сотни духовных сочинения — Страсти, мессы, оратории, кантаты на возвышенные библейские тексты для исполнения в церкви и масса светской музыки, предназначенной для домашнего музицирования и обычного застолья — так называемый тафельмузик (дословно — музыка за столом). Он не стремится насытить свои произведения сложными приемами и средствами, а, наоборот, делает их доступными и понятными любому слушателю и исполнителю. Он одинаково легко владеет и строгим полифоническим контрапунктом, и напевной ясной мелодикой с гармоническим сопровождением. В его музыке много программности, изобразительности, юмора — от передачи кваканья лягушек и походки хромого человека до картины суеты на биржевых торгах. Ему принадлежат сюита «Музыкальная география», изображающая разные страны и континенты — от Европы и России до Африки и Америки, «Симфония сверчков», в которой музыкально передан мир насекомых, и инструментальный дуэт, вдохновленный «Путешествием Гулливера» Свифта, где вслед за быстрой «Чаконой лилипутов» в уникально коротком размере 3/32 следует гротескно замедленная «Жига великанов» на 24/1 — как будто перед нами киносъемка в ускоренном и замедленном режимах!
Умение чутко реагировать на любые внешние и внутренние явления жизни и мгновенно раскрывать их музыкальную суть напрямую сближает Телемана с нашей современностью. Сегодня он мог бы быть крайне успешным в кино, театре и телевидении, где требуется быстрое звуковое видение и оформление того, что происходит на сцене и на экране. Он явно опередил свое время и мог бы быть сейчас настоящим Теле-маном, однако ему пришлось довольствоваться скромными возможностями середины XVIII века. Но и с их помощью он сумел открыть первый в мире концертный зал в Гамбурге — городе, в котором провел половину жизни, 40 с лишним последних лет; издавал свои произведения, собственноручно гравируя пластины для их печати и устраивая на них подписку по всей Германии и за ее пределами (кстати, среди этих подписчиков были его друзья и коллеги Бах и живший в Лондоне Гендель); продавал программки своих концертов и таким образом обеспечивал себе рекламу; выпускал каждые две недели первый в истории нотный журнал, где публиковал и собственные сочинения, и музыку своих современников, а также был внештатным корреспондентом эйзенахского княжеского двора, снабжая его свежей информацией о музыкальной культуре Европы, получаемой им от пассажиров кораблей, прибывавших в гамбургский ганзейский порт. При этом он еще был автором более 3000 произведений, в том числе 12-ти годовых циклов кантат (у Баха их всего 3), 40-ка «Пассионов» (у Баха — лишь 4) и нескольких десятков опер, которых Бах не писал вообще. Конечно, при такой интенсивной работе он меньше всего думал о создании вечных нетленных шедевров. После его смерти в весьма почтенном 86-летнем возрасте должность органиста и капельмейстера в Гамбурге вместо него занял второй сын Баха — Филипп Эммануил, крестным отцом которого был Телеман, передавший ему при рождении одно из своих имен.
Текст — Анатолий Лысенков.
----------------
Он сочинял с неутомимый рвением с десяти до восьмидесяти шести лет. 14 марта 1681 года родился один из ярчайших немецких музыкантов своего времени Георг Филипп Телеман, известный также под псевдонимом Меланте. Он жил на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков и проявил свой талант во всех музыкальных жанрах, что были известны в то время. Его творческая активность поражает: Гендель и Бах вместе взятые написали музыки меньше. Деловая репутация Телемана также не вызывает сомнений. Он руководил оркестрами, возглавлял оперный театр, способствовал открытию первого в Германии публичного концертного зала, создал один из первых немецких музыкальных журналов. Композитор сам занимался изданием своих произведений и лично гравировал печатные платы. Маэстро не приходилось сражаться за доходные должности и выгодные заказы. Немецкие князья и графы наперебой предлагали ему покровительство. Крупнейшие города Германии — Лейпциг, Франкфурт, Гамбург — с гордостью связывают свою историю с именем Георга Филиппа Телемана.